Учебный план на 2023-2024 г. д,с11

Пояснительная записка
Учебный
план
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада № 11
«Малыш» г. Лермонтова Ставропольского края (далее – Учреждение)
является
нормативным
актом,
регламентирующим
организацию
образовательных отношений, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение
организованной образовательной деятельности в учебном году.
Учебный план МБДОУ ЦРР № 11 «Малыш» на 2023 – 2024 учебный
год разработан в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года;
 Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта
дошкольного образования» с
изменениями от 8 ноября 2022 года;
 Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программах - образовательным
программам дошкольного образования» с изменениями от 1
декабря 2022;
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
СанПиН 2.4.3648-20,утверждённые постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм 1.2.3685-21 СанПиН
1.2.3685-21 от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
 Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
дошкольного образования».
 Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О
гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения»
 Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических
рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных
учреждений к определенному виду»;
 Общеобразовательной программой МБДОУ ЦРР д/с № 11
«Малыш»;

 Уставом Учреждения;
 Программой развития Учреждения;
 Положением
об
основной
образовательной
дошкольного образования ДОУ.

программе

Учебный план МБДОУ ЦРР № 11 «Малыш» на 2023 – 2024 учебный
год
является
нормативным
актом,
устанавливающим
перечень
образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на
проведение непосредственно образовательной деятельности.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский
сад работает в режиме пятидневной рабочей недели.
В МБДОУ ЦРР д./с № 11 «Малыш» функционирует 5
общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с
возрастными нормами.
 Первая младшая группа № 1
 Вторая младшая группа № 5
 Средняя группа № 4
 Старшая группа № 2
 Подготовительная № 3
Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по
общеобразовательной программе на основе ФОП.
Учебный план МБДОУ ЦРР д./с № 11 «Малыш» соответствует Уставу
учреждения, общеобразовательной программе, обеспечивая выполнение
требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в
ДОУ, гарантируя ребенку получение комплекса образовательных услуг.
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать
место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание
различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач
обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать
количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами
обучения.
Начиная с первой младшей группы, согласно требованиям СанПиН,
введен третий час физической культуры.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная
часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на
освоение основной образовательной программы дошкольного образования).
В соответствии с требованиями
программы дошкольного образования

основной общеобразовательной
в инвариантной части Плана

определено время на образовательную деятельность, отведенное на
реализацию образовательных областей.
В инвариантную часть плана включены четыре направления,
обеспечивающие физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое,
художественно-эстетическое и социально-нравственное развитие детей.
Каждому направлению соответствует определенные образовательные
области:
 Физическое развитие
 Художественно-эстетическое развитие
 Познавательное развитие
 Речевое развитие
 Социально – коммуникативное развитие
Содержание
педагогической
работы
по
освоению
детьми
образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Речевое развитие» входят в расписание
непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, так и во всех видах деятельности, и отражены в календарном
планировании.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
 принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
 принцип научной обоснованности и практической применимости;
 принцип соответствия критериям полноты, необходимости и
достаточности;
 принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в
процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки,
которые имеют непосредственное отношение к
развитию
дошкольников;
 принцип интеграции непосредственно образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
 комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса;
 решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно-образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;

 построение непосредственно образовательного процесса с учетом
возрастных
особенностей дошкольников, используя разные формы
работы.
Количество и продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (СанПиН):
Продолжительность одного образовательного занятия составляет не
более:
 10 мин. – от полутора до трех лет;
 15 мин. – для детей от трех до четырех лет;
 20 мин. – для детей от четырех до пяти лет;
 25 мин. – для детей от пяти до шести лет;
 30 мин. – для детей от шести до семи лет.
Продолжительность суммарной образовательной нагрузки в течение
дня составляет не более:
 20 мин. – от полутора до трех лет;
 30 мин. – для детей от трех до четырех лет;
 40 мин. – для детей от четырех до пяти лет;
 50 мин. или 75 мин. при организации образовательного занятия
после дневного сна – для детей от пяти до шести лет;
 90 мин. – для детей от шести до семи лет.
Занятия для всех возрастных групп начинаются с 9.00 и заканчиваются
не позже 17.00. Во время занятий воспитатели проводят соответствующие
физические упражнения. Перерывы между занятиями составляют не менее 10
мин.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её
продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день.
Образовательную
деятельность,
требующую
повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в
первую половину дня.
Форма организации занятий с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7
лет (фронтальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды
детской деятельности.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми,
имеющие тяжелые нарушения речи, учитель – логопед осуществляет в
первую половину дня, согласно циклограммы деятельности и графика
работы. Продолжительность занятий составляет: средний дошкольный
возраст - 15-20 минут; старший дошкольный возраст – 20-25 минут. Для
осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с
детьми учитель-логопед не задействуют следующие режимные моменты:

прием пищи, прогулки, дневной сон. Занятия проводятся в специально
организованном кабинете.
Занятия
по
познавательно-исследовательской
деятельности
(формированию целостной картины мира, элементарных математических
представлений), рисованию проводят воспитатели данных групп 1 раз в
неделю. Занятия по лепке и аппликации чередуются - 1 раз в 2 недели.
Восприятие художественной литературы и конструирование отражено в
циклограмме деятельности на неделю: восприятие художественной
литературы планируется ежедневно в утренний отрезок времени перед
завтраком, конструирование – в вечерний отрезок времени в понедельник.
Ежедневно, во второй половине дня воспитатель организует
«коррекционный час» - проводит с детьми рекомендованные учителемлогопедом игры и упражнения.
Коррекционно-развивающие
занятия
с
детьми,
имеющими
рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
проводит педагог-психолог по подгруппам или индивидуально в первую и во
вторую половину дня, согласно циклограммы деятельности и графика
работы. Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей
работы с детьми педагог-психолог не задействует следующие режимные
моменты: прием пищи, прогулки, дневной сон.
В группах раннего возраста (1 младшие) на сентябрь-октябрь
утверждается режим на адаптационный период, который предусматривает
кратковременное пребывание воспитанников в Учреждении. Занятия в
группах раннего возраста организуются по подгруппам, кроме занятий по
музыкальному и физическому развитию.
Изменение режима занятий определяется приказом заведующего в
случаях объявления карантина, приостановления образовательного процесса.
Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся в
возрастных группах от пяти лет и старше.
Непрерывная и суммарная продолжительность использования
различных типов ЭСО на занятиях составляет:
Электронное
Возраст
Продолжительность, мин., не более
средство
воспитанника
обучения

Интерактивная
доска
Интерактивная
панель
Персональный
компьютер,
ноутбук
Планшет

5-7

На одном занятии
7

В день
20

5-7

5

10

6-7

15

20

6-7

10

10

Для воспитанников 5-7 лет продолжительность непрерывного
использования:
 экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или
иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях
воспитанниками, составляет 5–7 минут;
 наушников составляет не более часа. Уровень громкости
устанавливается до 60 процентов от максимальной.
Во время занятий с использованием электронных средств обучения
воспитатели проводят гимнастику для глаз.
Продолжительность физкультурных, физкультурно-оздоровительных
занятий и мероприятий определяется с учетом возраста, физической
подготовленности и состояния здоровья детей.
Занятия физической культурой и спортом, подвижные игры проводятся
на открытом воздухе, если позволяют показатели метеорологических
условий (температура, относительная влажность и скорость движения
воздуха) и климатическая зона. В дождливые, ветреные и морозные дни
занятия физической культурой проводятся в физкультурном зале.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности;
 развитие общения и взаимодействия воспитанника ДОУ со взрослыми
и сверстниками;
 становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
 развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении;
 формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:







развитие интересов воспитанников детского сада, любознательности и
познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры;
 обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
 развитие речевого творчества;
 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:


развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;
 восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
 реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:








двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как
организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки)
формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.
Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МБДОУ.
Парциальные программы:
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
Э.М. Дорофеевой , «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.
Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева; «Региональная культура как
средство патриотического воспитания детей в ДОУ» Л.М. Литвиновой;
«Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Музыкальные шедевры» О.А. Радыновой,
«Безопасность дорожного движения» О.В. Рихтер (региональный стандарт
ОБДД),
являются дополнением к общеобразовательной программе и
составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.
Содержание вариативной части учебного плана не превышает
допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Один условный час
отводится для дополнительных занятий в кружках, студиях, секциях по
выбору для детей среднего и старшего дошкольного возраста, в
подготовительной к школе группе – 2 условных часа. Численность детей в
каждой группе превышает 20 человек.
Вариативная часть учебного плана
часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает
вариативность
образования,
отражает
приоритетное
направление
деятельности МБДОУ ЦРР д/с № 11 и расширение области образовательных
услуг для воспитанников.
Для этого в ДОУ функционируют кружки:
 художественно-эстетической направленности – «Ритмопластика»;
 социально-гуманитарной направленности – «Логика», «Развивайка», «Речевичок», «Хочу всё знать»;
 Физкультурно-оздоровительной направленности – «Чудо шарики».
В летний период организуются занятия по музыкальному и физическому
воспитанию, по остальным видам учебной деятельности проводится
индивидуальная работа на прогулке. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные
игры, спортивные праздники, экскурсии и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».