Пояснительная записка Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада № 11 «Малыш» г. Лермонтова Ставропольского края (далее – Учреждение) является нормативным актом, регламентирующим организацию образовательных отношений, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности в учебном году. Учебный план МБДОУ ЦРР № 11 «Малыш» на 2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» с изменениями от 8 ноября 2022 года; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 1 декабря 2022; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи СанПиН 2.4.3648-20,утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм 1.2.3685-21 СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; Общеобразовательной программой МБДОУ ЦРР д/с № 11 «Малыш»; Уставом Учреждения; Программой развития Учреждения; Положением об основной образовательной дошкольного образования ДОУ. программе Учебный план МБДОУ ЦРР № 11 «Малыш» на 2023 – 2024 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В МБДОУ ЦРР д./с № 11 «Малыш» функционирует 5 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами. Первая младшая группа № 1 Вторая младшая группа № 5 Средняя группа № 4 Старшая группа № 2 Подготовительная № 3 Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по общеобразовательной программе на основе ФОП. Учебный план МБДОУ ЦРР д./с № 11 «Малыш» соответствует Уставу учреждения, общеобразовательной программе, обеспечивая выполнение требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ, гарантируя ребенку получение комплекса образовательных услуг. В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Начиная с первой младшей группы, согласно требованиям СанПиН, введен третий час физической культуры. В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями программы дошкольного образования основной общеобразовательной в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. В инвариантную часть плана включены четыре направления, обеспечивающие физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-нравственное развитие детей. Каждому направлению соответствует определенные образовательные области: Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Речевое развитие» входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности, и отражены в календарном планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (СанПиН): Продолжительность одного образовательного занятия составляет не более: 10 мин. – от полутора до трех лет; 15 мин. – для детей от трех до четырех лет; 20 мин. – для детей от четырех до пяти лет; 25 мин. – для детей от пяти до шести лет; 30 мин. – для детей от шести до семи лет. Продолжительность суммарной образовательной нагрузки в течение дня составляет не более: 20 мин. – от полутора до трех лет; 30 мин. – для детей от трех до четырех лет; 40 мин. – для детей от четырех до пяти лет; 50 мин. или 75 мин. при организации образовательного занятия после дневного сна – для детей от пяти до шести лет; 90 мин. – для детей от шести до семи лет. Занятия для всех возрастных групп начинаются с 9.00 и заканчиваются не позже 17.00. Во время занятий воспитатели проводят соответствующие физические упражнения. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 мин. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи, учитель – логопед осуществляет в первую половину дня, согласно циклограммы деятельности и графика работы. Продолжительность занятий составляет: средний дошкольный возраст - 15-20 минут; старший дошкольный возраст – 20-25 минут. Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми учитель-логопед не задействуют следующие режимные моменты: прием пищи, прогулки, дневной сон. Занятия проводятся в специально организованном кабинете. Занятия по познавательно-исследовательской деятельности (формированию целостной картины мира, элементарных математических представлений), рисованию проводят воспитатели данных групп 1 раз в неделю. Занятия по лепке и аппликации чередуются - 1 раз в 2 недели. Восприятие художественной литературы и конструирование отражено в циклограмме деятельности на неделю: восприятие художественной литературы планируется ежедневно в утренний отрезок времени перед завтраком, конструирование – в вечерний отрезок времени в понедельник. Ежедневно, во второй половине дня воспитатель организует «коррекционный час» - проводит с детьми рекомендованные учителемлогопедом игры и упражнения. Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии проводит педагог-психолог по подгруппам или индивидуально в первую и во вторую половину дня, согласно циклограммы деятельности и графика работы. Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми педагог-психолог не задействует следующие режимные моменты: прием пищи, прогулки, дневной сон. В группах раннего возраста (1 младшие) на сентябрь-октябрь утверждается режим на адаптационный период, который предусматривает кратковременное пребывание воспитанников в Учреждении. Занятия в группах раннего возраста организуются по подгруппам, кроме занятий по музыкальному и физическому развитию. Изменение режима занятий определяется приказом заведующего в случаях объявления карантина, приостановления образовательного процесса. Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся в возрастных группах от пяти лет и старше. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях составляет: Электронное Возраст Продолжительность, мин., не более средство воспитанника обучения Интерактивная доска Интерактивная панель Персональный компьютер, ноутбук Планшет 5-7 На одном занятии 7 В день 20 5-7 5 10 6-7 15 20 6-7 10 10 Для воспитанников 5-7 лет продолжительность непрерывного использования: экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, составляет 5–7 минут; наушников составляет не более часа. Уровень громкости устанавливается до 60 процентов от максимальной. Во время занятий с использованием электронных средств обучения воспитатели проводят гимнастику для глаз. Продолжительность физкультурных, физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий определяется с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Занятия физической культурой и спортом, подвижные игры проводятся на открытом воздухе, если позволяют показатели метеорологических условий (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха) и климатическая зона. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводятся в физкультурном зале. Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия воспитанника ДОУ со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает: развитие интересов воспитанников детского сада, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МБДОУ. Парциальные программы: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой , «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева; «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей в ДОУ» Л.М. Литвиновой; «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Музыкальные шедевры» О.А. Радыновой, «Безопасность дорожного движения» О.В. Рихтер (региональный стандарт ОБДД), являются дополнением к общеобразовательной программе и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Один условный час отводится для дополнительных занятий в кружках, студиях, секциях по выбору для детей среднего и старшего дошкольного возраста, в подготовительной к школе группе – 2 условных часа. Численность детей в каждой группе превышает 20 человек. Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МБДОУ ЦРР д/с № 11 и расширение области образовательных услуг для воспитанников. Для этого в ДОУ функционируют кружки: художественно-эстетической направленности – «Ритмопластика»; социально-гуманитарной направленности – «Логика», «Развивайка», «Речевичок», «Хочу всё знать»; Физкультурно-оздоровительной направленности – «Чудо шарики». В летний период организуются занятия по музыкальному и физическому воспитанию, по остальным видам учебной деятельности проводится индивидуальная работа на прогулке. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.