Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Путешествие в страну блоков и палочек

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Программа дополнительного образования
детей дошкольного возраста
«Путешествие в стране блоков и
палочек»
воспитатель Грицаенко Анна Викторовна
Руководитель
программы
Организация исполнитель

МБДОУ ЦРР д/с № 11 «Малыш»

Адрес организации исполнителя

357340 Ставропольский край, г. Лермонтов, ул.
Патриса Лумумбы, д.51

Цель программы
Направленность
программы
Срок реализации
Вид программы
Уровень реализации
программы
Система реализации
контроля за исполнением
программы
Ожидаемые конечные
результаты

Развитие познавательных и творческих
способностей детей дошкольного возраста
посредством развивающих игр.
Социально-гумманитарная
2 года
Адаптированная
Дошкольное образование
Координацию деятельности по реализации
программы
осуществляет
администрация
образовательного
учреждения;
практическую
работу
осуществляет
руководитель программы
- ориентироваться в двухмерном, трехмерном
пространстве.
- находить и накладывать нужную фигуру,
палочку, грань кубика на изображение в
натуральную величину.
придумывать
небольшие
рассказы,
«оживлять»
изображение.
- знать обозначение свойств фигур-блоков,
уметь
работать
со
схемами.
- «расшифровывать» изображения, находить
нужную фигуру по обозначению ее.
- уметь выделять в геометрических фигурах
одновременно три признака цвета, формы и
величины.
2

- классифицировать геометрические фигуры по
заданным признакам: цвет, форма, величина.
- развиты способности действия наглядного
моделирования, умения давать характеристику
геометрических фигур с помощью наглядных
моделей.
- развиты способности конструировать по
цветной схеме, умение планировать действия,
как по анализу схемы, так и по
воспроизведению ее в конструкции.
- уметь объединяться в группы и работать в
команде, содержательно общаться.

3

Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ …………. 5
1. Пояснительная записка …………………………………………………………5
1.1. Направленность программы «Путешествие в стране блоков и палочек» ...5
1.2. Нормативно-правовая база ………………………………………………… 6
1.3. Актуальность ……………………………………………………………… 6
1.4. Новизна. Отличительные особенности программы……………………… 7
1.5. Характеристика обучающихся по программе …………………………… 8
1.6. Объём и срок реализации программы …………………………………… 10
1.7.Форма обучения и режим занятий ………………………………………… 11
1.8. Цель, задачи программы ………………………………………………….. 11
1.9. Учебный план программы ………………………………………………… 14
1.10. Планируемые результаты и способы их проверки
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ…. 15
2.1. Календарно-учебный график …………………………………………….. 15
2.2.Материально-технические условия ……………………………………… 21
2.3. Требования к педагогическим кадрам ………………………………….. 21
3. МОДУЛИ ……………………………………………………………………. 22
3.1. Модуль «Знакомство с развивающими играми» ………………………. 22
3.2. Модуль «Маленькие логики» …………………………………………… 22
3.3. Модуль «Цветные палочки» ……………………………………………. 24
3.4. Модуль «Чудо кубики» ………………………………………………….. 26
3.4. Модуль «Давайте поиграем» ……………………………………………. 27
4. Оценочные и методические материалы ………………………………….. 29
4.1. Методические материалы ……………………………………………….. 29
4.2. Методы и приемы оценивания …………………………………………. 29
5. Список используемой литературы ……………………………………….. 32
6. Приложение ………………………………………………………………… 33
6.1. Характеристика дидактических пособий, используемых в работе …
33
6.2. Описание дидактических игр ………………………………………….
34
6.3. итоговое занятие Путешествие в сказку» …………………………….
37

4

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех
органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и
поведения малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется
деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько
совершенно
ребенок
слышит,
видит,
осязает
окружающее.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития
ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача
педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в
дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для
закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина)
являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить
ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета,
формировать представление об их многообразии и совокупности проявления
каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и
тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать,
анализировать.
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть
предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности
к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное
мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому
мышлению. Игры с блоками способствуют развитию координации движений,
развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические
структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и
группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания,
памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в
достижении цели.
Направленность программы «Путешествие в стране блоков и
палочек»
Предлагаемая программа для детей младшего и среднего дошкольного
возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера,
направлена на развитие познавательных процессов детей посредством
развивающих игр.

5

Нормативно-правовая база.
Данная программа разработана на основании законодательных и
нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»;
 Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (письмо ГБУ ДО
«КЦЭТК» от 28.09.2021 г. № 639);
 Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).
Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим
перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Актуальность программы.
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л.
Выготский).
Актуальность данной программы, заключается в том, что игра –
наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Благодаря игре у
ребенка, ярко проявляются особенности мышления и воображения, его
эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна
необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к
тому, чего еще не умеет.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте
активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки
Дьенеша.
6

Вместе с тем, актуальность программы обусловлена также тем, что,
несмотря на обилие методических пособий по развитию познавательных и
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью
развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и
заданий, изданных для данных игр.
Программа «Путешествие в стране блоков и палочек» разработана для
развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного
возраста посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и
заданий.
Новизна программы. Отличительные особенности программы.
В современном обществе целью развития дошкольников является
всестороннее гармоничное развитие личности. Программа построена а основе
игры. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится,
развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств
умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей,
разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные
детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить
ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу
этих игр: интерес - познание - творчество - становятся максимально
действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым,
самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок
всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и
постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в
зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для
проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей
ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для
постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.
Данная программа предусматривает использование развивающих игр
доступных для детей младшего возраста: цветные палочки Кюизенера,
логические блоки Дьенеша. Преимущество данной программа выражено в
том, что эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными
действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей,
способностей к моделированию и конструированию, развивают нагляднодейственное мышление, формируя переход к наглядно-образному и
логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети
начинают использовать более сложные грамматические структуры
предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных
предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти,
7

воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша,
у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в
этой области заключаются в том, что занятия по программе «Путешествие в
стране блоков и палочек» построены в игровой форме с интересным
содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми,
рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно
малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют
рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать
логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с
символическим
обозначением
свойств
фигур,
«расшифровывают»
изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с
палочками Кьюзинера, блоками Дьенеша.
Характеристика обучающихся по программе
Программа рассчитана на детей в возрасте 4-6 лет.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не
предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего
развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок
не посещал кружок в первый год обучения, то на втором году обучения он
может начать посещать его.
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной
деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине
дня. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает
допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.3648-20 и составляет 20
минут для средней младшей группы детского сада (4-5 года) и 25 минут для
детей старшей группы детского сада (5-6 лет), предусматривает
физкультминутки.
Занятия проводятся в игровой форме. Дети не ограничены в
возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей,
схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят
форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога
и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения,
максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности –
речевой и поведенческой. Основной упор сделан на применении
8

дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в
комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и
подготовленности ребенка к восприятию.
Объём и срок реализации программы
Программа адресована детям от 4 до 6 лет
Условия набора обучающихся:
Для обучения принимаются все желающие.
Количество обучающихся до 20 человек.
Объем программы - часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – часов в год.
2 год обучения – часов в год.
Форма обучения и режим занятий
Режим занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». Развитие сенсорных способностей
посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию
деятельности кружка «Путешествие в стране блоков и палочек». В рамках
кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в
играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и
приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный
интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и
обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия
целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают
динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности
ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия
и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых
упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в
зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Занятия проводятся во второй половине дня в группе,
продолжительностью – 20 минут для детей 4-5 лет и 25 минут – для детей
5-6 лет. Количество детей – 20 .
9

Уровень программы
Уровень программы 1 год обучения – стартовый, 2 год обучения –
базовый.
Цель и задачи программы
Основная цель программы - развитие познавательных и творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста посредством
развивающих игр.
Задачи для детей 1 года обучения:
Обучающие:
Учить детей классифицировать предметы по цвету, форме, ширине и длине.
Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы без счета («столько –
сколько», «поровну»).
Учить составлять фигуры из палочек, сравнивать фигуры по величине.
Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы
размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины,
заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для
создания целостной конструкции.
Развивающие:
Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки,
нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из
нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов;
определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с
использованием приемов наложения и приложения одного предмета к
другому.
Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания,
воображения, мелкую моторику, речь.
Развивать умение работать со схемой.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить
начатое дело до конца.
Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

10

Задачи для детей 2 года обучения.
Обучающие:
Учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно
обозначать их отсутствие.
Учить обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам, с учетом
наличия или отсутствия каждого.
Учить абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три
свойства.
Способствовать формированию умения ориентироваться в различных
свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в
пространстве и пр.).
Развивающие:
Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки,
нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из
нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов;
определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с
использованием приемов наложения и приложения одного предмета к
другому.
Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания,
воображения, мелкую моторику, речь.
Развивать умение работать со схемой.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить
начатое дело до конца.
Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год обучения
№

Наименование раздела

1

Знакомство с
развивающими

Количество часов
теория практика
9 мин.

3
11

51 мин.

Формы
аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение,

2

играми
Маленькие логики

7

21 мин. 119 мин.

3

Цветные палочки

8

24 мин. 136 мин.

4

Чудо – кубики

7

21 мин. 119 мин.

5

Давайте поиграем

9

27 мин. 153 мин.

6
7

Итоговое занятие
ИТОГО

3 мин.
105
мин.
Учебный план
1
35

анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ
Педагогическое
наблюдение,
анализ

17 мин.
595 мин.

2 год обучения
№

Наименование раздела

Количество часов
теория практика

1

Цветные палочки

8

2

Чудо – кубики

13

3

Давайте поиграем

13

4
7

Итоговое занятие
ИТОГО

1
35

Формы
аттестации
(контроля)
24 мин. 176 мин. Педагогическое
наблюдение,
анализ
39 мин. 286 мин. Педагогическое
наблюдение,
анализ
39 мин. 286 мин. Педагогическое
наблюдение,
анализ
3 мин. 22 мин.
105
770 мин.
мин.

Планируемые результаты и способы их проверки.
Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в
дидактических играх:



На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
12

На восприятие качеств величины;

На количество предметов;

На развитие речи, мышления;

На развитие способности действия наглядного моделирования.
В результате освоения программы воспитанники будут иметь
представления:


По итогам реализации программы кружка дети будут:
(1 год обучения)
•
Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину;
классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.
•
Различать цвета палочек.
•
Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань
кубика на изображение в натуральную величину.
•
Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.
•
Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со
схемами.
•
«Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по
обозначению ее свойств.
(2 год обучения):
• Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие,
систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
• Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую
палочку.
• Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика
на более сложные изображения в натуральную величину.
• Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.
• «Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.
• Выкладывать изображения по памяти.
• Уметь работать со схемами.
• «Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по
обозначению ее свойств.
Полученные результаты дети демонстрируют на открытом занятии для
родителей.
Форма подведения итогов.
Педагогическая диагностика знаний и умений детей по программе
«Путешествие в стране блоков и палочек» проводится 1 раз в год (в мае).
Результативность
программы
отслеживается
в
ходе
проведения
13

педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня
развития познавательных процессов.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗОЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Дата Время и
Форма
п.п
место
занятия
занятия
1 19.09 Вторник групповая
с 15-4016-00,
группа
2 26.09 Вторник групповая
с 15-4016-00,
группа
3 03.10 Вторник групповая
с 15-4016-00,
группа
4

5

6

7

8

9

10

10.10 Вторник
с 15-4016-00,
группа
17.10 Вторник
с 15-4016-00,
группа
24.10 Вторник
с 15-4016-00,
группа
31.10 Вторник
с 15-4016-00,
группа
07.11 Вторник
с 15-4016-00,
группа
14.11 Вторник
с 15-4016-00,
группа
21.11 Вторник
с 15-40-

Тема занятия

Количество
часов

Форма
контроля

Знакомство с
блоками
Дьенеша.
«Найди фигуру»
«Маленькие
логики»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

Знакомство с
палочками
Кьюзинера.
«Волшебные
дорожки»
«Дупло
белочки»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Мостик через
реку»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Ёжик»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Зайкин огород»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Веселые
каркуши»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Машинки»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Толстые и
тонкие»

1

Педагогическое
наблюдение,

групповая

14

16-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа

11

28.11

12

05.12

13

12.12

14

19.12

15

26.12

16

09.01

17

16.01

18

23.01 Вторник
с 15-4016-00,
группа
30.01 Вторник
с 15-4016-00,
группа

19

20

06.02 Вторник
с 15-4016-00,
группа

21

13.02 Вторник
с 15-4016-00,
группа

22

20.02 Вторник

анализ
групповая

Выкладываем из
палочек
Придумывание
построек
Выкладываем из
палочек
Придумывание
построек
Выкладываем из
палочек
Придумывание
построек
Выкладываем из
палочек
Придумывание
построек
Выкладываем
сюжеты
«Птичий двор»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладываем
сюжеты
«Аквариум»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Оживи сказку»
фрагмент сказки
«Красная
шапочка» работа
в парах
«Оживи сказку»
«Три медведя»
работа в парах

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика
групповая Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика
групповая Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика
групповая Выкладывание

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое

групповая

групповая

групповая

групповая

групповая

групповая

15

23
27.02

24

05.03

25

12.03

26

19.03

27

26.03

28

02.04

29

09.04

30

16.04

31

23.04

32

07.05

33

14.05

с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа
Вторник
с 15-4016-00,
группа

сплошных
изображений

наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
сплошных
изображений

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
сплошных
изображений

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
сплошных
изображений

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
игры «Цепочка»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе.
Игра «Второй
ряд»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
«Раздели
фигуры»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
Игра
«Художники»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе.
Игра «Магазин»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая Загадки без слов.
Работа с
карточками
свойств
групповая Загадки без слов.
Игры «Опиши
фигуру»,
«Загадки»
групповая
Расшифруй
картину.
Выкладывание
изображений,
составленных с
помощью
обозначения
свойств фигур

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

16

34

21.05 Вторник групповая
с 15-4016-00,
группа

35

28.05 Вторник групповая
с 15-4016-00,
группа

№ Дата Время и
п.п
место
занятия
1 20.09
Среда
с 15-4016-05,
группа
2 27.09
Среда
с 15-4016-05,
группа
3 04.10
Среда
с 15-4016-05,
группа
4 11.10
Среда
с 15-4016-05,
группа
5 18.10
Среда
с 15-4016-05,
группа
6 25.10
Среда
с 15-4016-05,
группа
7 01.11
Среда
с 15-4016-05,
группа
8 08.11
Среда
с 15-4016-05,
группа
9 15.11
Среда
с 15-40-

Расшифруй
картину.
Выкладывание
изображений,
составленных с
помощью
обозначения
свойств фигур
Итоговое
занятие

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

Количество
часов

Форма
контроля

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

Выкладывание
из палочек
«Строительство
домов»
групповая Выкладывание
из палочек «Рама
для картины»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
из палочек
«Кукла Маша»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладываем
сюжеты
«Дачный
поселок»
Выкладываем
сюжеты
«Выставка
собак»
«Оживи сказку»
фрагмент сказки
«Дюймовочка»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

«Оживи сказку»
фрагмент сказки
«Буратино»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
изображений с

1

Педагогическое
наблюдение,

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Форма
Тема занятия
занятия
групповая

Выкладывание
из палочек
«Лесенки»

групповая

групповая

групповая

17

16-05,
группа
10

22.11

Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

11

29.11

Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

12

06.12

Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

13

13.12

групповая

14

20.12

15

27.12

16

10.01

17

17.01

18

24.01

19

31.01

20

07.02

21

14.02

Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда

прорисованными
границами
каждого кубика
Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика
Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика
Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика
Выкладывание
сплошных
изображений

анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
сплошных
изображений

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
сплошных
изображений

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
сплошных
изображений

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
сплошных
изображений

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам
Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам
Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам
Выкладывание

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое

групповая

групповая

групповая

18

с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа
Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

22

21.02

23

28.02

24

06.03

25

13.03

26

20.03

27

27.03

28

03.04

29

10.04

30

17.04

31

24.04

Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

32

08.05

Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

33

15.05

Среда

групповая

изображений по
уменьшенным
схемам
Играем вместе.
Игра «Построй
дорожку»

наблюдение,
анализ
1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
Игра «Построй
дорожку»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
Игра «Где, чей
гараж?»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
Игра «Где, чей
гараж?»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
Игра «Засели
домики»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Играем вместе
Игра «Засели
домики»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая Загадки без слов.
Игра «Опиши
фигуру»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая Загадки без слов.
Игра «Загадка
без слов»

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое

Лепим
небылицы,
выполнение
заданий из
альбома
Лепим
небылицы,
выполнение
заданий из
альбома
Лепим
небылицы,
выполнение
заданий из
альбома
Лепим
19

с 15-4016-05,
группа
34

22.05

Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

35

29.05

Среда
с 15-4016-05,
группа

групповая

небылицы,
выполнение
заданий из
альбома
Лепим
небылицы,
выполнение
заданий из
альбома
Итоговое
занятие

наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

2.2. Материально-технические условия
Занятия по программе «Путешествие в стране блоков и палочек» могут
проводиться в групповой комнате, оборудованной в соответствии с санитарноэпидемиологическими нормами. На каждого ребенка используется комплект,
используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
2.3. Требования к педагогическим кадрам
К педагогическим работникам, реализующим программу «Путешествие в
стране блоков и палочек» предъявляются следующие требования:
• владеть методиками развивающих игр;
• владеть методами и средствами педагогического мониторинга,
позволяющего оценить результаты освоения детьми данной программы.
3.1. Модуль «Знакомство с развивающими играми»
В данном модуле дети знакомятся с развивающими играми, выполняют
простейшие задания. На первом занятии происходит знакомство с блоками
Дьенеша, малышам предлагается рассмотреть фигуры, назвать их цвет,
выделить сходства и различия между ними, выполнить задания: «Найдите
такие же фигуры, как эта по цвету (форме)»
«Найдите синие фигуры (круглые, красные и т.д.)»
«Назовите, какая эта фигура по цвету»
На следующем занятии дети выкладывают простейшие изображения из
альбома «Маленькие логики», используя логические блоки Дьенеша.
Аналогично происходит знакомство с цветными палочками Кьюзинера.
Задания: «Покажите красную (синюю, желтую и т.д.) палочку» «Отберите
палочки одинакового цвета и постройте из них забор».
«Возьмите синюю и красную палочки и сложите их концами друг к
другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; голубой, оранжевой
и черной палочек».

20

Тематическое планирование
1 год обучения
№

Тема занятия

Содержание занятия

1

Знакомство с блоками
Дьенеша. «Найди
фигуру»

2

«Маленькие логики»

Рассматривание блоков
Дьенеша, сравнение фигур.
Игры «Найди фигуру»,
«Найди на ощупь».
Выполнение построек по
собственному замыслу.
Выкладывание простейших
изображений из альбома
«Маленькие логики».

3

Знакомство с
Рассматривание палочек
палочками Кьюзинера. Кьюзинера: сходство и
«Волшебные дорожки» отличие. Дидактическая
игра «Волшебные
дорожки».

Средства обучения,
материал
Блоки Дьенеша по одному
набору на двух детей,
«Ящик ощущений»

Блоки Дьенеша по одному
набору на двух детей,
альбом «Маленькие
логики»
Палочки Кьюзинера по
одному набору на двух
детей, альбомы
«Волшебные дорожки»

3.2. Модуль «Маленькие логики»
На занятиях данного модуля дети с помощью блоков Дьенеша
закрепляют представление о форме, цвете и размере фигур, выполняют
задания, основанные на выделении двух-трех признаков: форма и размер;
форма, размер и цвет; цвет и размер; толщина; толщина и цвет. Игры
сопровождаются короткими стихами и физкультминутками с целью
поддержания интереса ребенка к содержанию игры и обеспечения
необходимой двигательной активности. Для детей, быстро справившихся с
заданием для каждой игры есть усложнение.
Тематическое планирование
1 год обучения
№
занятия
4

Тема занятия

Содержание занятия

«Дупло
белочки»

5

«Мостик через
реку»

6

«Ёжик»

Группировка по одному признаку:
«все квадратные…» Игра «Дупло
белочки» (группировка по двум
признакам: квадратные большие,
квадратные маленькие)
Группировка по одному признаку:
«все круглые…» Игра «Мостик
через реку» (группировка по двум
признакам: круглые большие,
круглые маленькие)
Группировка по одному признаку:
«все треугольные…» Игра «Ёжик»
21

Средства обучения,
материал
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 1.
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 2.
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы

(группировка по двум признакам:
треугольные большие, треугольные
маленькие)
Группировка по одному признаку:
«все прямоугольные…» Игра
«Зайкин огород» (группировка по
двум признакам: прямоугольные
большие, прямоугольные
маленькие)
Группировка по двум признакам:
синие большие, синие маленькие.
Игра «Веселые каркуши»

7

«Зайкин
огород»

8

«Веселые
каркуши»

9

«Машинки»

Группировка по двум признакам:
красные большие, красные
маленькие. Игра «Машинки».

10

«Толстые и
тонкие»

Группировка по толщине: все
толстые, все тонкие. Игра
«Толстые и тонкие».

«Маленькие логики
2», игра 3
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 4.
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 5
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 6.
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 8.

В первых четырех играх обращается внимание ребенка на два признака:
форма и размер. Из полного набора логических блоков Дьенеша ребенок
выбирает все фигуры определенной формы (все квадратные, все круглые, все
треугольные, все прямоугольные) и выкладывает их на образец, чередуя по
размеру (большие и маленькие). Для детей, справившихся с заданием, дается
усложнение – выделение одновременно трех признаков (форма, размер и
цвет).
В следующих двух играх задействованы два других признака фигур при
составлении изображений: цвет и размер.
На последнем занятии вводится новый признак блока – толщина.
Ребенку предлагается из полного набора логических блоков Дьенеша выбрать
все толстые фигуры и выложить на полянку, где изображены толстые деревья,
животные и др. Аналогично ведется работа по поиску тонких блоков.
Усложнение – выделение одновременно двух признаков: толщина и цвет.
3.3. Модуль «Цветные палочки»
Занятия данного модуля посвящены играм с палочками Кьюзинера.
Малыши выкладывают из палочек различные изображения и сюжеты,
составляют рассказы по сюжетным картинкам, пробуют «оживить» героев
сказок. Занятия сопровождаются вопросами: «Какого цвета палочки?»,
«Сколько их?», «Какая палочка длиннее (короче)?» и др.
На занятиях второго года обучения дети выкладывают изображения на
столе, опираясь на образец.

22

Тематическое планирование
№

Тема занятия

Содержание занятия

Средства обучения,
материал

1 год обучения
11-14

Выкладываем
из палочек

Выкладывание изображений путем
наложения на образец.
Придумывание собственных
«построек».

15-16

Выкладываем
сюжеты

Выкладываем сюжет из палочек
«Птичий двор». Составление
рассказов по составленным
сюжетным картинкам

17-18

«Оживи
сказку»

Выкладываем сюжеты из палочек
«Аквариум». Составление рассказа
по выложенным сюжетам.
Придумывание и выкладывание
рыбок по собственному замыслу
Выкладывание фрагментов сказки
«Красная Шапочка» (работа в
парах)
Выкладывание фрагментов сказки
«Три медведя» (работа в парах)

1

2

3

Выкладываем
из палочек
«Лесенки»

2 год обучения
«Лесенки» (счет от 1 до 10)

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…» с. 2-10
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…» с.15-16
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…» с.17-18
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…» с. 13-14
Выкладываем
Строительство стен дома из
Наборы «Цветные
из палочек
четырёх палочек одного цвета,
счетные палочки
«Строительство крыши из двух палочек. Сравнение Кьюзинера»,
домов»
домов по величине
В.П.Новикова,
Л.И.Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.11.
Выкладываем
Выкладывание цветов из палочек по Наборы «Цветные
из палочек
собственному замыслу, оформление счетные палочки
«Рамка для
рамки вокруг цветка. Сравнение
Кьюзинера», В.П.
картины»
цветов по цвету, величине, форме
Новикова, Л.И.
(работа в парах)
Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
23

4

Выкладываем
из палочек
«Кукла Маша»

Выкладывание куклы из палочек по
словесной инструкции

5

Выкладываем
сюжеты
«Дачный
поселок»

Постройка дачного участка с
опорой на карточку- образец.
Рассказ о своем участке. Сравнение
участков (работа в парах)

6

Выкладываем
сюжеты
«Выставка
собак»

Загадка о собаке Задание
«Выложить отгадку из палочек и
представить ее (рассказать какая
собака, что умеет делать)

«Оживи
сказку»

Выкладывание фрагментов сказки
«Дюймовочка», задание
«Расскажите сказку»
Наборы

7-8

Выкладывание фрагментов сказки
«Буратино», задание «Расскажите
сказку»

Кюизенера», с.14
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера»,
В.П.Новикова,
Л.И.Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.25
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», В.П.
Новикова, Л.И.
Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.20.
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», В.П.
Новикова, Л.И.
Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.40.
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»

Занятие «Оживи сказку»
- Чтение стихотворения М. Кузмина «Дом с колокольчиком».
- Рассматривание изображений из альбома «Дом с колокольчиком»,
листы 1 и 3. (Сказка «Красная Шапочка»)
- Беседа по картинкам:
Кто изображен на картинках?
Из какой сказки эти герои?
Палочки, каких цветов нужны для составления картинки?
Сколько желтых (черных, красных, синих) палочек нужно для
составления картинки?
- Наложение необходимых палочек на картинки. Дети работают в
парах: один работает с листом альбома 1, другой – с листом альбома 3.
24

- Задание «Расскажите сказку». Дети по очереди рассказывают фрагменты
сказки, выложенные из палочек.
Аналогично ведется работа по другим сказкам.
3.4. Модуль «Чудо кубики»
На занятиях данного модуля дети выполняют игровые задания из альбома
«Чудо – кубики» (первый год обучения) и «Чудо – кубики 2» (второй год
обучения) с помощью кубиков. В процессе игры малыши учатся
дифференцировать и сравнивать предметы по размеру, преобразовывать
изображение и воссоздавать из частей целый образ, ориентироваться в
пространстве тренируют навыки счета. Игры – занятия развивают внимание,
логическое мышление, память, мелкую моторику, речь.
В данном модуле будут использованы задания трех уровней сложности:
1-й уровень. Рисунки – схемы имеют прорисованные границы у каждого кубика,
изображение кубиков дается в натуральную величину. Ребенок просто копирует
изображение, осваивает различные способы комбинирования цветных граней.
2-й уровень. Изображение в натуральную величину, сплошное, границы между
кубиками не прорисованы. Размер рисунка позволяет ребенку составлять
изображение методом наложения, но непрорисованные границы превращают рисунок
в головоломку.
3-й уровень. Рисунки даны в уменьшенном масштабе, границы прорисованы.
На первом этапе обучения детям даются задания только 1 и 2 уровня сложности.
На втором этапе обучения, освоив задания 1 и 2 уровня сложности, дети переходят к 3
уровню сложности - выкладыванию изображений по уменьшенным рисункам-схемам.
№
19

20

Тема занятия
Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика

Содержание занятия
1 год обучения
Выкладывание изображений с
прорисованными гранями каждого
кубика по образцу.
Выполнение заданий,
предложенных в альбоме.

Средства обучения,
материал
Кубики, альбом «Чудокубики…» с. 3-9
Кубики, альбом «Чудокубики…» с. 3-9

Выкладывание самостоятельно
придуманных узоров.

Кубики, альбом «Чудокубики…» с. 3-9

Выкладывание сплошных
изображений.

Кубики, альбом «Чудокубики…» с. 10-13

23

Выкладывание сплошных
изображений.

Кубики, альбом «Чудокубики…» с. 10-13

24

Выполнение заданий,
предложенных в альбоме.

Кубики, альбом «Чудокубики…» с. 10-13

21

22

Выкладывание
сплошных
изображений

25

Придумывание историй о новых
героях.

25

2 год обучения
Выкладывание изображений с
прорисованными гранями каждого
кубика по образцу.
Составление изображения, сменив
цвета (красный на синий, белый на
желтый или наоборот)

Кубики, альбом «Чудокубики…» с. 10-13

9
10
11
12

Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика

Кубики, альбом «Чудокубики 2» с. 1-4

13
14
15
16
17
18
19
20
21

Выкладывание
сплошных
изображений

Выкладывание сплошных
изображений.
Придумывание историй о новых
героях.

Кубики, альбом «Чудокубики 2» с. 5,6,13,14

Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам

Выкладывание изображений по
уменьшенным схемам.
Задание на развитие памяти:
«сфотографируй» рисунок глазами
и снова собери по памяти

Кубики, альбом «Чудокубики…»

3.5. Модуль «Давайте поиграем»
На занятиях данного модуля дети не только играют в игры с логическими
блоками Дьенеша, но знакомятся с карточками, на которых обозначены
свойства блоков, учатся находить блоки по изображенному на карточке
свойству. Подробное писание игр, используемых на занятиях, представлено в
приложении 6.2.
Тематическое планирование
№
26
27

Тема занятия
Играем вместе

Содержание занятия
1 год обучения
Игры «Цепочка»
Игра «Второй ряд»

28

Игра «Раздели фигуры»

29

Игра «Художники»

30

Игра «Магазин»

3132

Загадки без слов

Работа с карточками
свойств. Игры «Опиши
фигуру», «Загадки».

33-

Расшифруй

Выкладывание
26

Средства обучения, материал
Наборы блоков Дьенеша
Набор блоков Дьенеша,
игрушки.
Набор блоков Дьенеша,
игрушки.
Набор блоков Дьенеша, альбом
«Давайте вместе поиграем»
Набор блоков Дьенеша, альбом
«Давайте вместе поиграем»
Набор блоков Дьенеша,
карточки свойств, Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.36
Наборы блоков Дьенеша,

34

картину

35

Итоговое занятие
для родителей

2223

Играем вместе

изображений,
составленных с помощью
обозначения свойств
фигур
2 год обучения
Игра «Построй дорожку»

2425

Игра «Где, чей гараж?»

2627

Игра «Засели домики»

2839

Загадки без слов

Работа с карточками
свойств. Игры «Опиши
фигуру», «Загадки без
слов».

3034

Лепим нелепицы

Выполнение заданий из
альбома «Лепим
нелепицы». Воробей.
Придумывание
собственных небылиц
Выполнение заданий из
альбома «Лепим
нелепицы» Косолапый
крокодил.
Придумывание
собственных небылиц

31

Карточки с изображениями,
составленными с помощью
обозначения свойств фигур
(приложение 7.2).

Набор блоков Дьенеша, таблица
1, 2 Е.А. Носова, Р.Л.
Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.20
Набор блоков Дьенеша, таблица
11, 12, Е.А. Носова, Р.Л.
Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.31
Набор блоков Дьенеша, таблица
14, Е.А. Носова, Р.Л.
Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.32.
Набор блоков Дьенеша,
карточки свойств, Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.36
Наборы блоков Дьенеша,
альбомы «Лепим нелепицы» с.
3, 6, 7, 8, 9.
Наборы блоков Дьенеша,
альбомы «Лепим нелепицы» с.
3, 6, 7, 8, 9.

32

Выполнение заданий из
альбома «Лепим
нелепицы» Снежный
бегемот. Придумывание
собственных небылиц

Наборы блоков Дьенеша,
альбомы «Лепим нелепицы» с.
3, 6, 7, 8, 9.

33

Выполнение заданий из
альбома «Лепим
нелепицы» Лягушка.
Придумывание

Наборы блоков Дьенеша,
альбомы «Лепим нелепицы» с.
3, 6, 7, 8, 9.

27

собственных небылиц
Выполнение заданий из
альбома «Лепим
нелепицы» Коза стрекоза. Придумывание
собственных небылиц

34

35

Итоговое занятие

Наборы блоков Дьенеша,
альбомы «Лепим нелепицы» с.
3, 6, 7, 8, 9.

(приложение 6.3)

4. Оценочные и методические материалы
4.1. Методические материалы
Для проведения занятий по программе «Путешествие в стране блоков и
палочек» используются методические материалы:
• Дидактические пособия к развивающим играм (альбомы, карточки, схемы).
• Дидактические игры.
4.2 Методы и приемы оценивания
Педагогическая диагностика знаний и умений детей по программе
«Путешествие в стране блоков и палочек» проводится 1 раз в год (в мае).
Результативность программы отслеживается в ходе проведения
педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня
развития познавательных процессов. Для проведения диагностики
используются следующие методики:
• Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об
окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между
некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически
правильно выражать свою мысль. Для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества
нелепостей.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли
здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не
так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок
просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет,
как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания
– 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно
больше нелепиц.
28

Оценка результатов:
10 баллов – такая оценка ставится ребёнку в том случае, если за
отведённое время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц,
успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на
самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но
от одной до трёх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на
самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но
три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
4 – 5 баллов – ребёнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из них
не успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
2 – 3 балла – за отведённое время ребёнок не успел заметить 1 – 4 из 8
имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше
четырёх из восьми имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребёнок может получить
только в том случае, если за отведённое время он полностью выполнил
первую часть задания, определённую инструкцией, то есть обнаружил все 8
нелепиц, имеющихся на картине, но не успел назвать их или объяснить, как на
самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития.
10 – 8 баллов – навыки сформированы
7 – 4 баллов – навыки в стадии формирования
3 – 0 баллов – навыки не сформированы
• «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном
материале». (Г.С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок,
различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и
синие, большие и маленькие).
Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с
детьми старше 4 лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности
раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие
это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия
всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки,
различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький
29

красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки.
После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые,
красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую
фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребёнок
колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая слова
«самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную им
фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и
спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если
ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.
Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют
по трём уровням в овладении логическими операциями.
1. Навыки сформированы. Ребёнок выбирает фигурку по трём
параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих
предъявлениях подряд и чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а
это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
2. Навыки в стадии формирования. Ребёнок выполняет задание сам или с
незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор
фигурки.
3. Навыки не сформированы. Ребёнок не справляется с заданием.
5. Список используемой литературы
1. Математика от трех до шести. Учебно – методическое пособие для
воспитателей детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.:
Издательство «Акцидент»., 1995.
2. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб «Детство – Пресс», 2000.
4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.

•
•
•
•
•

Дидактические материалы:
Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти).
Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными
палочками Кюизенера «На золотом крыльце…».
Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем».
Альбомы «Маленькие логики 2», «Лепим нелепицы».
Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.
30

Приложение 6.1
Характеристика дидактических пособий, используемых в работе
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая
возрастные особенности детей дошкольного возраста, взрослые должны
помнить, что основной метод развития – проблемно- поисковый, а главная
форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных
методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие
детей. Наиболее эффективными пособиями являются универсальные
логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Блоки Дьенеша позволяют уже с младшего дошкольного возраста
познакомиться с цветом, формой, величиной, размером и толщиной
предметов, развивают у детей умения выявлять свойства в объектах,
обобщать, обосновывать свои рассуждения, развивать познавательные
процессы, творческие способности.
Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур (четырех
форм – круг, треугольник, прямоугольник, квадрат; трех цветов - красный,
синий, желтый; двух размеров и двух видов толщины). В соответствии с
принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы
дети самостоятельно манипулировали с блоками, выполняли из них различные
постройки по образцам и по желанию, а затем уже обобщали и
классифицировали по 1-2-3 свойствам. Дети с удовольствием конструируют
дома, мебель, корабли и другие виды транспорта по цветным чертежам,
развивают творческие способности, фантазируют.
Дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный
бельгийским математиком Х. Кюизенером, иначе называемый «Цветные
числа»,
«Цветные
палочки»
хорошо
вписывается
в
систему
предматематической подготовки в школу. Используя цветные числа,
реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип
наглядности. Игры с палочками позволяют ребенку овладеть способами
действий, необходимых для возникновения у детей элементарных
математических представлений. Важны они для накопления чувственного
опыта, развития желания овладеть счетом, измерением, познакомиться с
цветом, величиной, длиной. Комплект цветных чисел состоит из 10 палочек
различных цветов и размеров, и каждая палочка представлена прямоугольным
31

параллелепипедом с поперечным сечением равным 1 кв. см разного цвета и
размера.
Сначала дети знакомятся с палочками, выстраивая по образцу взрослого
дорожки, поезда с голубыми вагонами, желтые заборчики и т.п. Дети с
удовольствием строят сказочные цветные сюжеты по рисунку и обыгрывают
их, составляют рассказы по выложенным сюжетам.
Приложение 6.2
Описание игр, используемых на занятиях
«Опиши фигуру»
В мешочек из непрозрачной ткани (или ящик ощущений) кладут
логические блоки Дьенеша. Детям предлагается по очереди вытащить любую
и описать ее, называя форму, цвет и размер.
«Найди фигуру на ощупь»
В мешочек из непрозрачной ткани (или ящик ощущений) кладут
логические блоки Дьенеша. Дети по очереди опускают руку в мешочек. Задача
ребенка достать нужную фигуру. Варианты игры:
1. Классификация по одному признаку
- Достань фигуру определенной формы (круглую, квадратную,
треугольную, прямоугольную).
- Достань фигуру определенного размера (большую, маленькую).
2. Классификация по двум признакам:
- Достань фигуру определенной формы и размера (например, большую
круглую, маленькую треугольную и т.д.)
3. С использованием карточек - свойств. Карточки – свойства лежат на
столе перед детьми рубашкой вверх. Дети по очереди берут карточку. Задача
ребенка достать из мешочка фигуру с обозначенным на карточке свойством.
«Что лишнее?»
Перед ребенком выкладываются три фигуры. Ребенку нужно догадаться,
какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру).
«Цепочка»
• Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный,
желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
• Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и
цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
• Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но
разные по форме и т.д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры
32

•

•
•
•

одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но
разного цвета).
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
«Второй ряд»
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но
так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы
(цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету
и размеру; не такая по форме, размеру и цвету. «Загадки» Для этой игры
понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В
пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.
«Раздели фигуры»
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите
детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки
оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили
игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
-А у зайки? (Все не красные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались
все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались
все желтые и т.д.
Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у
мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
– Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие,
неквадратные).
– Только зайке? (Квадратные, не синие).
– Какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке? (Синие, квадратные).
А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).
Другие варианты заданий: разделите фигуры так, чтобы: у мишки
оказались все треугольные, а у зайки-все большие; мишке достались все
маленькие, а зайке - все прямоугольные; у мишки оказались некруглые, а у
зайки-все желтые.
«Угощение для медвежат»
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами
свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
понимание слов: «разные», «одинаковые»
подведение к пониманию отрицания свойств.
33

Описание игры:
В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши
медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной
формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки
или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки.
Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в
левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или
квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас
угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В
дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и
форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. Во всех вариантах ребенок
выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по
правилу, предложенному воспитателем.
«Художники»
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона;
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
набор блоков.
Цель игры:
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения,
композиции).
Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам.
Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают
«эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые
блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается
тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу
картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы
слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В
конце работы художники придумывают название к своим картинам,
устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям
выставки, что изображено на картине.
«Магазин»
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические
фигуры.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:
34

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У
каждого ребенка 3логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно
купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть
хотя бы одно свойство логической фигуры. Можно усложнить выбор игрушки
по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Приложение 6.3.

•
•
•
•

Итоговое занятие
Путешествие в сказку «Теремок»
Цель: развитие математических способностей детей через игры с
блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера
Задачи:
Развивать умение детей сравнивать предметы, анализировать объекты,
выделять в объектах цвет, форму, величину
Развивать познавательные процессы восприятия, внимания, воображения,
мелкую моторику, речь.
Совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать со
схемой.
Воспитывать
интерес
к
интеллектуальным
играм;
усидчивость,
самостоятельность.
Материал: наборы палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша, цветные
схемы, мультимедийная презентация
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку? Сегодня я
предлагаю вам совершить сказочное путешествие. Попробуйте догадаться, в
какую сказку мы отправимся.
«Невысокая избушка
В ней живут лиса, лягушка,
Мышка, заяц, серый волк –
В крепкой дружбе знают толк.
Отвечай скорей, дружок
Что за сказка?» (Теремок)
– Правильно, это сказка Теремок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, дверь в сказку заперта. Что делать?
(предложения детей) Чтобы ее открыть, нужно выполнить задание. Вы
готовы?
Задание «Третий лишний»
– Какая фигура лишняя и почему? (дети выполняют задание)
35

– Молодцы, вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: Посмотрите, дверь открылась. Ребята, вот мы и в сказке. Где же
теремок? Где все звери? Как вы думаете, что случилось? (предположения
детей). Как же нам теперь быть, что делать? (предложения детей)
Воспитатель: Ребята, давайте построим Теремок из цветных палочек.
Присаживайтесь на стулья. (дети садятся за столы)
Воспитатель: Перед вами на столах цветные палочки и карточки с
изображением домика. Работать будете дружно в парах. Положите карточку
перед собой, начинайте строить теремок.
(выкладывают из палочек Кьюзинера изображение Теремка)
Воспитатель: Какие домики у вас получились!
- Смотрите, и на полянке появился терем-теремок, такой же красивый, как и у
вас. Молодцы, очень хорошо потрудились. Сейчас я вам предлагаю немного
отдохнуть.
Физкультминутка
В чистом поле теремок (руки домиком)
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили, (взялись за руки)
Жили дружно, не тужили (идут в хороводе)
Там и мышка (присели, руки перед собой)
И лягушка (прыжки на месте)
Зайчик (руки-ушки над головой)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (хлопки в ладоши)
Дети садятся за столы
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами отдыхали, в домике уже кто-то
поселился. Кого вы там видите? (мышка, лягушка, волк). А кого еще не
хватает? (лисы, зайца, медведя) Вы хотите им помочь вернуться в сказку
- Перед вами на столах лежат карточки. Расшифруйте изображение животных
с помощью блоков Дьенеша
Дети выкладывают зашифрованные изображения животных из блоков
Дьенеша.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием.
Воспитатель: Посмотрите, все звери дружно живут в Теремке. В какой сказке
мы сегодня побывали? Что мы делали? Каким животным помогли? В
благодарность они приготовили вам подарок.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».