Дополнительная образовательная программа по ритмопластике 2023-2024 г.

1

Содержание
Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.
Пояснительная записка
2.
Цели и задачи программы
3.
Педагогические принципы организации образовательного процесса
4.
Основные направления деятельности
5.
Содержание программы
6.
Планируемые результаты
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации»

1.
2.
3.
4.

Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы и методы контроля
Список литературы

2

Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Ритмопластика» разработана на основе и
с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
общеобразовательной программе в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество». Музыкально-ритмические движения являются
синтетическим
видом
деятельности,
следовательно,
программа
«Ритмопластика», основанная на движениях под музыку, развивает и
музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические
процессы, которые лежат в их основе. Танец способствует правильному
физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует
более глубокому эмоционально-осознанному восприятию музыки, большей
тонкости слушания и различения отдельных музыкально выразительных
средств, пониманию музыкальных стилей и жанров. Изучение предмета
«Хореография» тесно связано с изучением предметов «Эстрадный танец»,
«Классический танец», "«Народно- сценический танец».
Программа
«Ритмопластика»
имеет
художественную
направленность, которая связанна с региональными особенностями
танцевальной культуры народов Ставрополья. Эта достаточно актуальная
тема направлена на сохранение традиций и культуры нашего региона.
Танцевальная культура - одно из ключевых у народов Кавказа, к ней
проявляется большой интерес. Русские, кавказские и казачьи танцы — это
целое представление, которое с помощью музыки и жестов рассказывает
историю - любви, жизни, способствует совершенствованию индивидуального
творческого воображения обучающихся, развитию наблюдения, умению
видеть, слышать и эмоционально переживать, выражая себя и свое
художественно – образное видение.
Программа
«Ритмопластика»
имеет
художественную
направленность, т.к. способствует совершенствованию индивидуального
творческого воображения обучающихся, развитию наблюдения, умению
видеть, слышать и эмоционально переживать, выражая себя и свое
художественно – образное видение.
Нормативное и правовое обеспечение программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования от 09.11.2018г. №196г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм 1.2.3685-21 СанПиН 1.2.3685-21 от
3

28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ;

Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №
196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ";
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей на программы художественно-эстетического развития младших
школьников, материально-технические условия, для реализации которого
имеются на базе МБДОУ ЦРР.
Обусловлена популяризацией народных танцев, в частности русских,
казачьих и кавказских, поиском новых методик и техник в освоении базовых
танцевальных элементов, применительно к детскому и юношескому возрасту, а
также для адаптации сложных, постоянно развивающихся стилей. Программа
позволяет мотивировать детей на освоение нового вида деятельности,
формировать у них трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата,
уверенность в себе, самостоятельность, коммуникативную компетентность в
целом
В настоящее время дополнительное образование призвано обеспечивать
необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения, творческого труда детей, приспособить их
к жизни в обществе; формировать общую культуру, организовывать
содержательный досуг.
В этой связи особый интерес может представлять дополнительная
образовательная программа по хореографии «Ритмопластика», актуальность
которой несомненна. Занятия хореографией помогают детям, пришедшим в
объединение снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство
ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в
соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического
выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку,
координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятий
танцем, но и для здоровья в целом.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей
3- 7 лет. Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие
ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним
надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной
программы заключается в формировании ребёнка как личности, а именно:
укрепление нравственной само регуляции, формировании деловых личностных
качеств ребёнка.

4

Характерные особенности программы:
Направленность образовательного процесса на совершенствование
физических данных детей, развитие способности к самостоятельному
творчеству, формирование эмоционально-волевой сферы, что способствует
их социальной адаптации в условиях современной действительности.
1. Обучение ведётся не только по схеме педагог - обучающийся, но и
обучающийся - обучающийся, обучающийся - родители, родители - педагог,
педагог – педагог.
2. Учитываются психологические особенности каждого ребёнка, его
темперамент.
3. Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в
области хореографии.
4. Одной из характерных особенностей программы является то, что
практические работы могут быть учебными или творческими. Каждое новое
задание у обучающихся заканчиваться анализом его выполнения.
5. Уважительное отношение к педагогу особенно важно в реализации
программы «Ритмопластика». После каждого занятия (при подведении итогов)
детский коллектив благодарит педагога за обучение – реверансом.
Новизна и оригинальность заключается в том, что в ней интегрированы
такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое
движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.
Ее отличительными особенностями является: - активное использование
игровой деятельности для организации творческого процесса - значительная
часть практических занятий.
Срок реализации программы – 4 года.
Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями
образования (годами обучения). Для каждого из этих уровней определены цели
и задачи, конкретизирующие общую цель обучения.
1.1. Характеристика детского коллектива
Всего в кружке ежегодно занимается более 50 обучающихся от 3 до 7лет.
Занятия строятся в зависимости от возраста детей.
Количество детей в группе 10-20 чел.
Комплектация и режим занятий
Год
обучения

Наполняемость
групп

Кол-во
заняти в
неделю

1
1 год
до 20 человек
(дети 3-4 лет)
1
2 год
до 20 человек
(дети 4-5 лет)
1
3 год
до 20 человек
(дети 5-7 лет)
Форма обучения – групповая.

Продолжительность
занятия

15 минут

Итого

35 часов

20 минут

35 часов

25 минут

35 часов

5

Обучение по Программе очное. Программа может реализовываться с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Итоговыми формами работы с детьми являются ежегодная
организация концертов, участие в мероприятиях различного уровня.
Уровень развития личностных качеств и творческих способностей
устанавливается с применением различных методик психологопедагогической диагностики (собеседование, тестирование, отслеживание
результатов деятельности).
Для ребят, закончивших обучение по программе, но желающих
продолжить обучение в объединения, предусмотрена работа по
индивидуальным творческим маршрутам.
Обучающиеся объединения – ежегодные участники городских
хореографических фестивалей.
Для многих обучающихся занятия в хореографической студии «Ритм»
стали стартовой площадкой, многие из них связали свою жизнь с любимым
увлечением, многие учатся в учебных заведениях по хореографическому
профилю.
Содержание образовательной программы предусматривает базовый
уровень сложности.
2. Цели и задачи программы
Цель данной дополнительной образовательной программы: создать
условия для развития творческих способностей обучающихся,
совершенствовать их физических данных посредством
занятий
хореографией; воспитать творческую личность, способной вести
профессиональную деятельность в данной области хореографического
искусства.
Для реализации поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Оздоровительные задачи:
- содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению
работоспособности детского организма;
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата и
правильной осанки;
- формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание
здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Образовательные задачи:
- формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения
отдельных двигательных действий в сочетании, развивать умение быстро
переходить от выполнения одних движений к выполнению других;
- обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать
самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
- давать знания о принципах выполнения основных движений
6

хореографии;
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и
динамике;
- способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости,
силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д. (с применением
специальных методических приемов);
- обеспечивать усвоение общей структуры двигательной деятельности;
- научить точной выразительности в передаче характера создаваемого
сценического образа с помощью танцевальных и пластических средств;
- познакомить детей с лексикой танца;
разучить основные элементы разных по стилю танцевальных форм.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию творческих способностей детей, духовному,
нравственному физическому совершенствованию;
- выявлять и поддерживать нестандартность и индивидуальность;
- развивать стремление формировать свою среду, свои действия по
эстетическим, культурным критериям, воспитывать чувство видения
прекрасного;
- формировать целостную и научно обоснованную картину мира,
развивать познавательные способности;
развивать
самосознание,
формировать
потребность
к
самосовершенствованию и саморазвитию, способность адаптироваться в
окружающем мире.
Воспитательные задачи:
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности;
- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения
физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в
совместной двигательной деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного
результата, стремления к качественному выполнению движений;
- формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной
направленности.

7

Цели и задачи программы по группам
Младшая группа (первый год обучения)
1.Формировать у детей
навык ритмичного движения в
соответствии с характером
музыки, самостоятельно менять
движения в соответствии с
двух- и трёхчастной формой
музыки.
2.Совершенствовать
танцевальные
движения:
прямой
галоп,
пружинка,
кружение по одному и в парах.
3.Обучать детей умению
двигаться в парах по кругу в
танцах и хороводах, ставить
ногу на носок и на пятку,
ритмично хлопать в ладоши.
4.Обучать
детей
выполнять
простейшие
перестроения
(из
круга
врассыпную
и
обратно),
подскоки.
5.Совершенствовать
навыки основных движений
(ходьба:
«торжественная»,
«спокойная», «таинственная»,
«спокойная»; бег: лёгкий и
стремительный).
6.Воспитывать интерес,
потребности движения под
музыку;
7.Развивать
слухового
внимания, умения выполнять
движения в соответствии с
характером и темпераментом
музыки;
8.Обогащать
слушательский и двигательный
опыт;
9.Формировать умение
осмысленно
использовать
выразительные движения в
соответствии с музыкальноигровым образом.

1. Освоить упражнения для развития техники танца:
I. Урок классического танца:
а) знакомство с позициями рук и ног. (Позиции рук:
подготовительная, I, II, III; Позиции ног: I, II, III, VI);
б) полуприседание (деми плие) в I и III позициях;
в) вытягивание ноги на носок (батман тандю).
II. Урок народно-сценического танца:
а) деми плие в I и VI позициях;
б) вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на
каблук и на носок;
III. Танцевальные элементы и композиции:
а) элементы движений и танцевальные этюды русских;
б) хлопки в различных ритмических рисунках;
в) хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков);
г) характерные присядки (русские, татарские).
2. Выполнять самостоятельно (без показа, по словесной
инструкции педагога) упражнения: ходить и бегать ритмично,
ходить спокойным, бодрым шагом и с высоким подъемом ног;
скакать с ноги на ногу; легко, свободно выполнять прямой галоп;
пружинящие движения; в прыжке поочередно выбрасывать ноги
вперед; делать шаг на всей стопе с продвижением вперед и в
кружении; выставлять ногу поочередно на носок и на пятку;
приставной шаг с приседанием; полуприседание с выставлением
ноги на пятку; поскоки; подготовительные упражнения к
переменному шагу; поклон - приветствие.
З. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
4.Отмечать в движении сильную долю такта, менять движение
в соответствии с формой музыкального произведения.
5.Слышать и передавать в движении ярко- выраженные
ритмические акценты, различать малоконтрастные части музыки.
6.Самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом
и окончанием музыки. Менять движения со сменой частей
музыкальных фраз. Выразительно, ритмично выполнять движения
с предметами (ложки, ленты и др.), согласовывая их с характером
музыки.
7.Знакомить с особенностями плясок русских.
8.Развивать танцевально-игровое творчество.
9. Выработать у детей красивую осанку, подтянутость,
внутреннюю собранность.
10. Учить
детей
импровизировать
под
музыку
соответствующего характера, выразительно исполнять движения
животных («Веселый козлик», «Неуклюжий пингвин» и др.).
11. Стимулировать формирование танцевальных навыков и
умений.
12. Содействовать
проявлению
активности
и
самостоятельности.
13. Воспитывать
нравственно-волевые
качества
(настойчивость, выдержку), умение действовать в коллективе,
дружеские взаимоотношения в играх, умение подчинять свои
интересы интересам всего коллектива.
14. Способствовать созданию устойчивого интереса к
предмету.
8

Средняя группа (второй год обучения)
Цели данной программы

1. Развивать чувство ритма.
2.
Развивать
умение
передавать
через
движения
характер музыки, ее эмоциональнообразное содержание.
3. Развивать умение свободно
ориентироваться в пространстве,
выполнять
простейшие
перестроения.
4.
Развивать
умение
самостоятельно переходить от
умеренного к быстрому или
медленному
темпу,
менять
движения
в
соответствии
с
музыкальными фразами.
5.
Способствовать
формированию
навыков
исполнения
танцевальных
движений:
поочередное
выбрасывание ног вперед в
прыжке;
приставной
шаг
с
приседанием, с продвижением
вперед; кружение; приседание с
выставлением ноги вперед.
6. Продолжать развивать
навыки инсценирования песен,
изображения образов сказочных
животных и птиц (лошадка, коза,
лиса, медведь, заяц, журавль, ворон
и т.д.) в разных танцевальноигровых ситуациях.
7. Познакомить с русским
хороводом, пляской, а также с
танцами других народов.
8. Развивать представления
об опорной и работающей ноге.
9. Развивать представления о
правильном положении корпуса,
чтобы правильная осанка вошла в
привычку.

Задачи данной программы

1.
Освоить упражнения для развития техники танца:
I. Урок классического танца:
а) знакомство с позициями рук и ног: позиции рук (0, I, II, III);
позиции ног (I, II, III, IV);
б) полуприседание (деми-плие) в I, II, III позиции;
в) вытягивание ноги на носок (батман тандю) с паузами на
каждой точке с I позиции вперед - в сторону, позднее - назад;
г) подъем на полупальцы обеих ног в I, II, III позициях;
д) перегибание корпуса назад и в сторону;
е) прыжки (соте) на двух ногах с паузами в I, II, III позициях;
ж) упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
II. Урок народно-сценического танца:
а)
деми плие и гран плие в I и IV позициях;
б)
вытягивание ноги на носок с последовательным
переходом на каблук и на носок;
в)
маленькие шаги.
III. Танцевальные элементы и композиции:
а) элементы движений и танцевальные этюды русских,
украинских, узбекских народных танцев;
б) хлопки в различных ритмических рисунках;
в) хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков);
г) характерные присядки (русские - для мальчиков);
д) вертушки (для девочек).
2.
Продолжать
знакомить
с
особенностями
национальных плясок и бальных танцев.
З. Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь
к
танцевальной
музыке,
формировать
музыкальнотанцевальную культуру на основе знакомства с классической и
современной танцевальной музыкой.
4. Формировать, развивать и совершенствовать
танцевально - игровое творчество.
5. Учить придумывать движения к пляскам, танцам;
импровизировать.
6. Учить составлять композицию танца, проявляя
оригинальность и самостоятельность в творчестве.
7.Учить
импровизировать
движения
разных
персонажей под музыку соответствующего характера.
8.Побуждать
к
инсценированною
содержания
хороводов.
9. Совершенствовать навык «Поклон - приветствие»,
«Поклон - приглашение»;
10. Воспитывать интернациональные чувства.
11. Воспитывать нравственно-волевые качества.
12. Воспитывать патриотические чувства.

9

Старшая и подготовительная группа (третий год обучения)
Цели программы
1.
Способствовать
дальнейшему
развитию
навыков
танцевальных
движений,
умения
выразительного
и
ритмично двигаться в
соответствии
с
разнообразным
характером музыки,
передавая в танце
эмоциональнообразное содержание.
2. Знакомить с
особенностями
национальных плясок
и бальных танцев.
З.
Развивать
танцевально-игровое
творчество.
4. Формировать
навыки
художественного
исполнения
различных
образов
при инсценировании
песен,
танцев,
театральных
постановок.

Задачи данной программы
Освоить упражнения для развития техники танца:
I. Урок классического танца:
а) позиции ног: I, II, III, IV, V, VI; позиции рук: подготовительная, I, II, III;
б) полуприседание (деми плие) в I, II и III позициях;
в) вытягивание ноги на носок (батман тандю) с паузами на каждой точке с I
позиции вперед - в сторону, позднее - назад;
г) выбрасывание ноги (батман жете) с I позиции в сторону - вперед - в сторону
- назад;
д) подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в I, II, III, V позициях;
е) перегибание корпуса назад и в сторону;
ж) прыжки (соте) на двух ногах с паузами в I, II, III позициях;
з) упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
II. Урок народно-сценического танца:
а) деми плие и гран плие в I и VI позициях;
б) вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук и на
носок;
в) вытягивание с одновременным ударом пяткой опорной ноги (батман тандю
каблучный);
г) вынесение ноги на каблук вперед и в сторону.
III. Танцевальные элементы и композиции:
танцевальный шаг (шаг с носка); бег на полу пальцах; прыжки; па польки на
месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, назад, полька по кругу в
сочетании с галопом, подскоками и т.д., полька по одному, парами; элементы
движений и танцевальные этюды народных танцев; хлопки в различных
ритмических рисунках; хлопки по бедрам, по коленям, присядки (для
мальчиков); вертушки (для девочек); дроби - на «3», на «4»;
2. Совершенствовать навык «Поклон - приветствие», «Поклон приглашение».
З. Сохранять правильное положение корпуса при танцевальном движении.
4. Танцевать индивидуально и коллективно.
5. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный
музыкальный ритмический рисунок; реагировать на темповые и динамические
изменения в музыке; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
6. Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом; приставной шаг с
приседанием; пружинящий шаг; боковой галоп; переменный шаг; тройные
притопы; присядки для мальчиков и т.п.
7. Выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами
(шарами, обручем, мячами, цветами, лентами, ложками).
8. Учить, самостоятельно, придумывать движения, отражающие содержание
песни, вариации элементов плясовых движений; выразительно действовать с
воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в
движениях музыкальных образов.
9. Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера
движения людей (наездник, рыбак и т.п.), образы животных (сердитый мишка
и т.д.);
10. Выработать у детей красивую осанку, подтянутость, внутреннюю
собранность.
11. Воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, выдержку).
12. Воспитывать умение действовать в коллективе, умение подчинять свои
интересы интересам всего коллектива.
13. Воспитывать интернациональные чувства, уважение к людям разных
национальностей.

1.

10

3 Педагогические принципы организации образовательного процесса
Основные принципы обучения:
- познание теории через практику;
- последовательность в приобретении знаний, умений, навыков;
- общедоступность и поэтапность в достижении поставленных задач:
- отработка первичных навыков: повороты, мимика,
музыкальная изрительная память и т.д.;
- отработка отдельных элементов постановки номера, работа в
парах, вгруппе, коллективом.
- творческая заинтересованность и активность.
Принципы организации деятельности:
- принцип сотрудничества;
- принцип комфортности;
- принцип заинтересованности;
- принцип коммуникативности.
Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:
- поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не
личности ихарактере ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения
ребёнка ссамим собой, а не с другими детьми;
- не навязывать обучающемуся вопреки его желанию
способы деятельности и поведения;
- принимать и одобрять все продукты творческой
деятельности
ребёнка, независимо от содержания, формы,
качества.
Воздействуя на ребенка, таким образом, педагог разделяет с ним
ответственность за творческое развитие его личности, за изменение в его
внутреннем мире (в мыслях, желаниях, чувствах, переживаниях, действиях
и т.п.).
Работа по программе способствует развитию координации движений,
гибкости тела, формированию правильной осанки, предполагает воспитание
способности к широкой коммуникации, творческой самореализации,
самостоятельности анализа ситуаций, выбора принятия решений.
4 Основные направления деятельности
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Изучение
истории
различных
видов
хореографического
направления, народных традиций, отразившихся в хореографическом
искусстве.
2. Обучение технологии постановки танцевальной композиции.
3. Изучение новых направлений, видов хореографии и музыки;
4. Участие в хореографических фестивалях городского уровня.

11

5. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (2я младшая группа)
Тема

Задачи

дата

Сентябрь
1

2

3

4

«Давайте познакомимся!»

Знакомство с детьми. Что такое танец? Основные
правила поведение в танцевальном зале, правила
техники безопасности. Постановка корпуса, рук, ног
и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я
свободная, 2-я, 3-я свободная.
«Что такое танец?»
Дать детям элементарное представление о танце.
Азбука танца: «Спокойный Основные элементы танца.
шаг» «Воробушки»
Приобретение правильной осанки и положение
«Попрыгаем легко»
головы, рук и ног.
«Побегаем» «Покружились» Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
«Хлопки»
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
«Хлопки в ладоши и по
свободная.
коленям»
«Маршируем
дружно»
Разминка «Ходим
Пробудить интерес к занятиям. Изучение
прыгаем»
танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг
на носок, прыжки.
Пляска «Ладошки и ножки» Обучение перестраиваться из одного рисунка в
другой. Под музыку исполняют движения
ладонями: «хлопки», образуя при этом круг.
Пляска «Веселые малыши» Обучение ориентироваться в пространстве.
Образные игры. Перестроение из круга в колонну и
обратно. Ставить ногу на носок и на пятку,
ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки
движения из круга врассыпную и обратно.
Веселый тренинг «Катились Умение правильно ориентироваться в пространстве.
колеса» «Шагают ножки»
Совершенствование в исполнении выученных
«Паучок» «Морская звезда» движений.
Разминка «Ходим - бегаем» Пробудить интерес к занятиям. Изучение
танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг
на носок, бег.
Азбука движения
«Пружинка» «Упражнение с
листочками» «Передача
листочка»
«Ходим - прыгаем»
«Ножками затопали»
«Выставление ноги на
пятку» «Выставление ноги
на носочек»
«Качание рук с лентами»
«Легкий бег с лентами»

Приобретение правильной осанки и положение
головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.

Октябрь
1

Танец осенних листочков

Пляска «Краковяк для
малышей»

Развитие ритмопластики движений детей под
музыку. Воспитывать выдержку, начинать
движения в соответствии с динамическими
оттенками
в музыке.
Разучивание
выученных движений с рисунком
танца. Передавать задорный характер музыки.
12

2

3

4

1

Пальчиковые игры
«Стряпаем» «Братцы»
«Пила» «Добываем огонь»

Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
координацию движений рук.

Танец - игра «Листики
осенние»

Формирование правильно ориентироваться в
пространстве.
Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на
ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги
вперед.
Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений.

Веселый тренинг «Птица»
«Ходьба» «Качалочка»
«Карусель»
Разминка «Ой, что за
народ?»

Ознакомление детей с темпами музыки,
(медленный, быстрый, умеренный).
Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса.

Азбука движения Петушок»
«Бегаем и кружимся»
«Крылья бабочек» «Бодрый
шаг и легкий бег»
«Научились мы ходить»
«Упражнение с платочком»
«Попрыгаем - побегаем»
«Большие и маленькие
крылья»
Танец осенних листочков

Приобретение правильной осанки и положение
головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.

Пляска «Краковяк для
малышей»

Пальчиковые игры
«Стряпаем» «Братцы»
«Пила» «Добываем огонь»
2

3

Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Ноябрь
Развитие ритмопластики движений детей под
музыку. Воспитывать выдержку, начинать
движения в соответствии с динамическими
оттенками в музыке. Передавать задорный характер
музыки.
Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
координацию движений рук.

Танец - игра «Листики
осенние»

Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.

Веселый тренинг «Птица»
«Ходьба» «Качалочка»
«Карусель»

Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений.

Разминка
«Ой, что за народ?»

Ознакомление
детей
с
темпами
музыки,
(медленный, быстрый, умеренный).
Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса.

Азбука движения
«Петушок» «Бегаем и
кружимся» «Крылья
бабочек» «Бодрый шаг и
легкий бег» «Научились мы
ходить» «Упражнение с
платочком» «Попрыгаем побегаем» «Большие и
маленькие
крылья»

Приобретение правильной осанки и положение
головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.

13

4

Осенний танец с зонтами
«Танец с платочком»

1

2

3

Пальчиковая гимнастика
«Ручки греем», «Точим
ножи», «Пила», «Гуси»

Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Совершенствование находить свое место в строю
организованно. Совершенствование в исполнении
выученных движений.
Декабрь
Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
координацию движений рук.

«Танец с платочком»

Совершенствование находить свое место в строю
организованно. Совершенствование в исполнении
выученных движений.

Танец - игра
«Мишки и мышки»
Танец - игра «Ребята и
зверята»
Веселый тренинг «Самолет»
«Велосипед» «Гусеница»
«Ножницы»

Научить детей перестраиваться из одного рисунка в
другой. «Круг», «Птичка».

Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений.

Разминка «Прогулка»
4

Пробудить интерес к занятиям. Изучение
танцевальной ходьбы.
Азбука движения «Веселые Приобретение правильной осанки и положение
прыжки» «Упражнение для головы, рук и ног.
головы» «Упражнение
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
ловкие ручки» «Лошадки
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
скачут» «Пружинка с
свободная.
поворотами» «Упражнение с
погремушками» «Кружатся
снежинки» «Побежим и
потанцуем»

Январь
1

«Танец зайчат»

2

«Танец с погремушками»
«Танец Снежинок»

3

1

Пальчиковая гимнастика
«Гномики - прачки»
«Помощники» «Птички»
«Здравствуй» «Колобок»
«Паровозик»

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
координацию движений рук.

Веселый тренинг «Сидело Умение правильно ориентироваться в пространстве.
два медведя» «Велосипед» Совершенствование в исполнении выученных
«Ежик» «Самолет» «Мячик» движений.
«Птички» «Лебеди»
Февраль
Разминка «Шла Лиса»
Пробудить интерес к занятиям. Изучение
танцевального шага (лиса идет).

14

Азбука движения «Ручки и
ножки» «Стукалка»
«Горошинки рассыпались»
«Сделай круг» «Сапожки»
2

3

4

1

2

3

4

Приобретение правильной осанки и положение
головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.
Танец «Огоньки»
Научить детей перестраиваться из одного рисунка в
другой. «Круг», «Линия».
Веселый тренинг «Веселые Умение правильно ориентироваться в пространстве.
перекаты» «Кресло»
Совершенствование в исполнении выученных
«Карлсон проснулся»
движений.
«Самовар» «Колобок»
«Паровозик» «Жучок»
«Покажем где самолет»
Разминка «По тропинке»
Пробудить интерес к занятиям. Изучение
танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг
на носок.
Азбука движения «Бусинки» Приобретение правильной осанки и положение
«Марш» «Птички» «Веселые головы, рук и ног.
ножки» «Плясовая»
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.
«Танцуем с матрешкой»
Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
Танец «Веселые парочки» движений. Показ танца родителям.
Пальчиковая гимнастика
«Зайчик и книга» «Печем
пирожки» «Кораблик»
«Торт» «Зима»

Март
Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
координацию движений рук.

Танец – игра «Зайчики и
медведи»
Веселый тренинг
«Крокодил» «Стойкий
оловянный
солдатик» «Бабочка»
Разминка
«Веселая
«Ласточка»
прогулка»
Азбука движения
«Упражнение с цветами»
«Выставление ноги на
носок» «Выставление ноги
на каблук»
«Упражнение с платочком»
«Упражнения для корпуса
«Неваляшки» «Подъемный
кран»
«Танец с цветами»
«Топающий шаг»

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений.

«Танец с платочками Стирка»

Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений.

Пробудить интерес к занятиям. Изучение шага с
носка, переменный шаг, шаг на носок.
Приобретение правильной осанки и положение
головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.

Научить детей перестраиваться из одного рисунка в
другой. «Круг» - широкий и узкий.

Веселая растяжка «Веселые Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса.
медвежата»
Апрель
15

1

2

3

4

Пальчиковая гимнастика
«Червячки»
«Апельсин» «Домик для
зайчика» «Ежик»

Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
координацию движений рук.

Танец - игра «Маленькие
птички»
«Разминка для малышей»

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца - игры родителям.
Пробудить интерес к занятиям. Изучение
танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг
на носок.

Азбука движения
Приобретение правильной осанки и положение
«Пружинки и прыжки»
головы, рук и ног.
«Тихо-громко»
«Выбирай» «Цветочек»
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
«Веселые ножки»
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
«Легкие и тяжелые ручки» свободная.
«Бодрый и спокойный шаг»
«Ножки танцуют»
Хоровод «Весенняя березка» Учить детей перестраиваться из одного рисунка в
другой. «Широкий круг», «Линия».
«Танец с шарами»
Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Пальчиковая гимнастика
Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
«Тучки» «Лягушата»
координацию движений рук.
«Пальчики замерзли»
Май
Развитие ритмопластики движений детей под
музыку. Воспитывать выдержку, начинать
движения в соответствии с динамическими
оттенками в музыке. Передавать задорный характер
Веселый тренинг - Комплекс Умение
музыки. правильно ориентироваться в пространстве.
с мячом «Кручу-кручу»
Совершенствование в исполнении выученных
движений.

1

Танец - игра «Лягушата»

2

Разминка «Мы шагаем»

3

«Пляска с флажками»

Воспитывать выдержку, начинать движения в
соответствии с динамическими оттенками в музыке.
Передавать задорный характер музыки.

Пальчиковая гимнастика
«Солдатики» «Паучки»
«Молоточки» «Рисуем»
Танец - игра «Мотылек»
«Барашеньки»
Веселый тренинг «Котенок»

Развивать ручную умелость, мелкую моторику и
координацию движений рук.

4

Изучение танцевального шага с носка, переменный
шаг, шаг на носок.
Азбука движения
Приобретение правильной осанки и положение
«Упражнение с флажками» головы, рук и ног.
«Бегаем-топаем-хлопаем» Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
«Веселые
хлопки» рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
«Упражнение с ленточками» свободная.
«Едем на лошадке»
«Упражнение с мячами»

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений.

16

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (средняя группа)
Тема
Задачи
дата
1

«Давайте познакомимся!»

«Что такое танец?»
2

«Азбука танца»

Танцевальные шаги

3-4

Общеразвивающие
упражнения «Цветные
флажки»

Танцевальные движения с
цветами

1

Музыкальные игры:
«Ладушки»

2

Хоровод «Красный сарафан»

3

Коллективно-порядковые
упражнения

4

Сентябрь
Знакомство с детьми. Что такое танец? Основные
правила поведение в танцевальном зале, правила
техники безопасности. Постановка корпуса, рук, ног
и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я
свободная, 2-я, 3-я свободная.
Дать детям элементарное представление о танце.
Основные элементы танца.
Приобретение правильной осанки и положение
головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение
рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я
свободная.
Пробудить интерес к занятиям. Изучение
танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на
носок.
Формирование правильного исполнения
танцевального движения, шага.
Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка.
Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам.
Построения в цепочку, в круг.
Формирование правильно ориентироваться в
пространстве.
Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на
ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги
вперед. Ходьба с высоким подниманием бедра, с
различным положением рук. Построение круга из
шеренги.
Октябрь
Обучение перестраиваться из одного рисунка в
другой. Под музыку исполняют движения ладонями:
«хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию,
стойка в паре.
Учить детей русскому хороводному плавному шагу.
Развивать способность ориентироваться в
пространстве.
Совершенствовать навык легкого поскока, бокового
галопа, ориентировке в пространстве.
Разогревание первоначальные навыки координации
движений. Дети образуют круг и делают движения
«Встреча», по парам делают движение «Ворота».

Хоровод «Капустка»

Знакомить с «рисунком» танца: движение по линии
танца, против линии, «завивать и развивать
капустку», сужать и расширять круг, «резвые
ножки».

«Вместе весело шагать»

Совершенствовать исполнения детьми «высокого
шага». Воспринимать и передавать в движении темп
и характер музыки. Развивать чувство ритма,
активизировать внимание детей.

17

Хоровод «Капустка»

Знакомить с «рисунком» танца: движение по линии
танца, против линии, «завивать и развивать
капустку», сужать и расширять круг, «резвые
ножки».
Ноябрь
Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный,
быстрый, умеренный).
Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса.

1

Знакомство с эстрадным
танцем «Гномики»

2

Положение в паре

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Разучивание основных элементов
эстрадного танца в паре.

Рисунок танца

Научить детей перестраиваться из одного рисунка в
другой. «Круг», шахматный порядок, «птичка»,
«колонна».

3

«Танцуем все!»

Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.

4

Коллективно - порядковые
упражнения: «В круг»

Развитие чувства ритма, обучение детей
танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба
по кругу. Перестроение из шахматного порядка в
круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг.
Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг.

1

Знакомство с русско народным танцем

Элементы русской пляски

2

3

4

Декабрь
Знакомство с движениями народного танца.
Разминка в круг. Ходьба по кругу.
Перестроение из шахматного порядка в круг и
обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по
разметкам. Построения в цепочку, круг.
Обучение детей русским танцевальным движениям.
«Елочка», «гармошка», присядки, выпады,
«ковырялочки», выстукивание, хлопки.

Музыкальные игры: «Кукла и Формирование умение ориентироваться в
мишка», «Коршун и цыплята» пространстве. Образные игры. Перестроение из круга
в колонну и обратно. Шаг польки. Ставить ногу на
носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши,
выполнять навыки движения из круга врассыпную и
обратно, подскоки.
Изучение элементов русского Совершенствование координацию движений, навык
танца
ориентирование в пространстве. Основные движения
для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы».
Основные элементы танца: «веревочка»,
«молоточек», «припадание»
Русский шуточный танец
Развитие ритмопластики движений детей под
«Полянка»
музыку. Воспитывать выдержку, начинать движения
в соответствии с динамическими оттенками в
музыке. Передавать задорный характер музыки.
Работать над выразительностью движения рук.
Предложить детям импровизировать, придумывая
свою композицию русской пляски, используя
знакомые движения.
Январь
18

1

Знакомство с русско народным танцем «Калинка»

Обучение двигаться синхронно, соблюдать
дистанцию. Разучивание выученных движений с
рисунком танца.

2

Постановка танца.

3

Постановка танца.

1

«Танцуем все!»

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Работа над техникой исполнения
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Работа над техникой исполнения
Февраль
Совершенствование находить свое место в строю и
входить в зал организованно.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Совершенствование передавать заданный образ.
Развитие чувства ритма. Разминка с мячами.
Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка,
приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам.
Построения в цепочку, круг.
Повышение гибкость суставов. «Змейка», «чак- чак»,
«чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па
польки.

Коллективно-порядковые
упражнения: «Часики»,
«Мячики»

2

Танцевальные элементы

3

Музыкальные игры: «Займи
домик»

Словесно-двигательная игра
«Все игрушки любят смех»

4

Коллективно - порядковые
упражнения: «В круг»

Коллективно - порядковые
упражнения: «Зверята»

1

Знакомство с эстрадным
танцем «Дождя не боимся

2

Игра «Ритмический зонтик»

Усвоение самостоятельно начинать движения после
выступления. Образные игры. Перестроение из круга
в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах.
Пружинка-легкое приседание, приставной шаг,
кружение и шаг цепочкой.
Развивать навык синхронного выполнения движений
в одном темпе. Передавать в движении содержание
текста песни, характерные особенности игрового
образа животных.
Развитие чувства ритма, обучение детей
танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба
по кругу. Перестроение из шахматного порядка в
круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг.
Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг.
Дать представление передавать заданный образ.
Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из
шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки,
приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в
цепочку, круг.
Март
Закреплять навык танцевального шага с носка. Четко
исполнять перестроения, держать равнение.
Познакомить с новой композицией, обсудить
содержание, настроение. Развивать творческое
воображение. Разучить отдельные элементы.
Совершенствовать умение двигаться во всем
пространстве зала, перестраиваться из положения
врассыпную в круг.
Развивать умение передавать ритмический рисунок
хлопками, шлепками, притопами. Продолжать работу
над сложными элементами. Поощрять проявления
танцевального творчества.
19

Постановка танца
3

4

1

2

3

4

1

2

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Работа над техникой исполнения
«Танцуем все!»
Совершенствование находить свое место в строю и
входить в зал организованно.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Показ танца родителям.
Танцевальные элементы и
Под музыку исполняют движения ладонями:
композиции с музыкальными «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию,
инструментами: «Бубен на
стойка в паре. Дети образуют круг и делают
двоих», «Колокольчики, динь, движения «Встреча», по парам делают движение
динь»
«Ворота».
Музыкальные ролевые игры: Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание,
«Птицы»
приставной шаг, кружение и шаг цепочкой.
Апрель
Коллективно-порядковые
Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и
упражнения: «Чайник»,
назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и
«Машинки»
опускание руки вместе.
Танцевальные элементы:
«Полоскать платочки»,
«Хозяюшки»

Шаг с ударом, кружение.
Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание,
приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой
галоп, пружинка, подскоки.

Музыкальные игры:
«Ловушка»

Перестроение из круга в шахматный порядок и
обратно. Перестроение из круга в диагональ.
Образные игры. Перестроение из круга в шахматный
порядок и обратно. Прыжки на ногах. Пружинкалегкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг
цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки.

Общеразвивающие
упражнения с предметами
Знакомство с танцем «Вечный
двигатель»

Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук,
корпуса с мячами.
Формировать коммуникативные навыки, умение
быстро находить себе пару, ориентироваться в зале.
Познакомить с рисунком танца. Разобрать основные
движения.
Формировать умение вслушиваться в слова и
музыку, точно передавая все нюансы песни в
движениях.стремление к импровизации. Развивать
Поощрять
умение вслушиваться в музыку, танцевать в
характере музыки, используя изобразительные
движения.
Закреплять «рисунок» танца, отрабатывать
отдельные элементы танца.
Формировать новые выразительные исполнения.
Добиваться легкости движений. Слышать смену
фраз.

Изучение элементов
эстрадного танца «Вечный
двигатель»

Май
Партерная гимнастика на полу Умение самостоятельно различать темповые
исполнения в музыке, отвечать на них движением.
«Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход»,
«велосипед».
Партерная гимнастика на полу Улучшение эластичности мышц и связок. «Тик-так»,
по парам
«мячик», «змейка».

20

Игры, этюды, танцы по выбору Поддерживать желание детей играть в музыкальные
детей
игры, исполнять знакомые танцы. Предложить детям
устроить концерт.
3

«Танцевальная шкатулка»

4

Мини концерт: «До встречи!» Обучение детей танцевальным движениям.
Костюмированное представление пройденных
танцевальных номеров.

Тема
1

2

3

Формирование правильную осанку Повышение
гибкости суставов.
Повторение пройденных тем.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(старшая и подготовительная группы)
Задачи

Дата

Сентябрь
Знакомство с детьми. Основные правила поведение
в танцевальном зале, правила техники
безопасности. Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии, позиции ног:
1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.
Повторение репертуара.
Побуждать детей к самостоятельному выбору.
Полька «Дружба, полькой
Поддерживать интерес детей к движению под
«Дружба»», танец «Цветочная музыку.
полянка», бальный танец
«Азбука танца»
Приобретение правильной осанки и положение
головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии, позиции ног:
1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.
Танцевальные шаги
Пробудить интерес к занятиям. Изучение
танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг
на носок.
Общеразвивающие
Формирование правильного исполнения
упражнения «Журавлики»
танцевального движения, шага.
Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с
носка. Приставной хороводный шаг.
Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в
круг.
«Давайте познакомимся!»

4

Танцевальные движения с
цветами

1

Музыкальные игры:
«Лебедушки»

Хоровод «Красный сарафан»

Формирование правильно ориентироваться в
пространстве. Упражнения для пластики рук.
Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с
выбрасыванием ноги вперед. Ходьба с высоким
подниманием бедра, с различным положением рук.
Построение круга из шеренги.
Октябрь
Обучение перестраиваться из одного рисунка в
другой. Под музыку исполняют движения
ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом
круг, линию, стойка в паре.
Учить детей русскому хороводному плавному
шагу. Развивать способность ориентироваться в
пространстве.
Совершенствовать навык легкого поскока,
бокового галопа, ориентировке в пространстве.
21

2

Коллективно-порядковые
упражнения

Разогревание первоначальные навыки координации
движений. Дети образуют круг и делают движения
«Встреча», по парам делают движение «Ворота».

3

Танцевально - ритмическая
Знакомить с «рисунком» танца: движение по линии
гимнастика «Три поросенка»» танца, против линии, сужать и расширять круг,
«резвые ножки».

4

Ритмическая игра «Горелки»

Совершенствовать исполнения детьми «высокого
шага». Воспринимать и передавать в движении
темп и характер музыки. Развивать чувство ритма,
активизировать внимание детей.

Ноябрь

1

Знакомство с эстрадным
танцем «Спенк»

2

Положение в паре

Ознакомление детей с темпами музыки,
(медленный, быстрый, умеренный).
Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса.
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Разучивание основных элементов
эстрадного танца в паре.

Рисунок танца

Научить детей перестраиваться из одного рисунка в
другой. «Круг», шахматный порядок, «птичка»,
«колонна».

3

«Танцуем все!»

Умение правильно ориентироваться в
пространстве. Совершенствование в исполнении
выученных движений. Показ танца родителям.

4

Коллективно - порядковые
упражнения: «День - ночь»

1

2

Развитие чувства ритма, обучение детей
танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба
по кругу. Перестроение из шахматного порядка в
круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг.
Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг.
Декабрь
Знакомство с Бальным танцем Дать детям элементарное представление о бальном
«Полонез». История танца
танце. Основные положение рук, ног, головы,
корпуса. Происхождение танца.
Основные элементы бального Развивать эластичности мышц и связок. Положение
танца
в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты
в паре.
Основной шаг, движение рук.
Рисунок танца
Формирование самостоятельно различать темповые
исполнения в музыке, отвечать на них движением.
Работа над техникой исполнения.

3

Постановка танца

Формирование правильно ориентироваться в
направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга.

4

«Танцуют все!»

Умение правильно ориентироваться в
пространстве. Совершенствование в исполнении
выученных движений. Показ танца родителям.

1

Знакомство с ритмическим
танцем «Самба»

Январь
Поощрять желание танцевать в парах, развивать
умение ориентироваться в пространстве.
Работать над танцевальным шагом с носка.
Развивать умение различать части музыкального
произведения, ориентироваться в пространстве.

22

2

Постановка танца

3

Постановка танца

1

«Танцуем все!»

Танцевально - ритмическая
гимнастика «Ванька Встанька»

2

Танцевальные элементы

Упражнения на развитие
гибкости
3

4

1

2

3

Совершенствование в исполнении выученных
движений. Работа над техникой исполнения
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Работа над техникой исполнения
Февраль
Совершенствование находить свое место в строю и
входить в зал организованно. Совершенствование в
исполнении выученных движений. Показ танца
родителям.
Совершенствование передавать заданный образ.
Развитие чувства ритма. Разминка с мячами.
Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с
четкими поворотами в углах зала. Шаги
танцевальные с носка, приставной хороводный шаг.
Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг.
Повышение гибкость суставов. «Змейка», «чакчак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па
шаги, па польки.
Разогревание первоначальные навыки координации
движений. Дети образуют круг и делают движения
«Встреча», по парам делают движение «Ворота».

Словесно-двигательная игра
«Пластилиновая ворона»

Развивать навык синхронного выполнения
движений в одном темпе.
Передавать в движении содержание текста песни,
характерные особенности игрового образа
животных.
Коллективно - порядковые
Развитие чувства ритма, обучение детей
упражнения: «Узоры»
танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба
по кругу. Перестроение из шахматного порядка в
круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг.
Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг.
Коллективно - порядковые
Дать представление передавать заданный образ.
упражнения: «Зайчата»
Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из
шахматного порядка в круг и обратно. Шаги
польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам.
Построения в цепочку, круг.
Март
Знакомство с эстрадным
Познакомить с новой композицией. Понимать
танцем «Божья коровка»
содержание, настроение, разобрать основные
движения. Побуждать к поиску изобразительных
движений. Поощрять желание самостоятельно
импровизировать.
Игра «По секрету всему свету» Закреплять эмоционально-выразительное
исполнение танца, продолжать развивать умение
общаться друг с другом посредством движений.
Работать над сольными партиями.
Постановка танца
Совершенствование в исполнении выученных
движений. Работа над техникой исполнения
«Танцуем все!»
Совершенствование находить свое место в строю и
входить в зал организованно. Совершенствование в
исполнении выученных движений. Показ танца
родителям.

23

4

Танцевальные элементы и
композиции «Клуб веселых
человечков»
Музыкальные ролевые игры:
«Музыкальные змейки»

1

Коллективно-порядковые
упражнения: «Всадник»,
«Ванечка - пастух»

Под музыку исполняют движения ладонями:
«хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию,
стойка в паре. Дети образуют круг и делают
движения «Встреча», по парам делают движение
«Ворота».
Развивать умение запоминать и передавать
ритмический «рисунок», развивать слуховое
внимание.
Апрель
Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и
назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и
опускание руки вместе.

Танцевальные элементы:
«Марш», «Упражнения с
обручем»

2

3

4

1

2

3
4

Шаг с ударом, кружение. Прыжки на ногах.
Пружинка-легкое приседание, приставной шаг,
кружение и шаг цепочкой, прямой галоп,
пружинка, подскоки, танцевальные движения с
обручем.
Музыкальные игры:
Перестроение из круга в шахматный порядок и
«Совушка»
обратно. Перестроение из круга в диагональ.
Образные игры. Прыжки на ногах. Пружинкалегкое приседание, приставной шаг, кружение и
шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки.
Общеразвивающие
Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук,
упражнения с предметами
корпуса с мячами.
Знакомство с танцем «Модный Формировать коммуникативные навыки, умение
рок»
быстро находить себе пару, ориентироваться в зале.
Познакомить с рисунком танца. Разобрать
основные движения. Формировать умение
вслушиваться в слова и музыку, точно передавая
все нюансы песни в движениях.
Изучение элементов
Поощрять стремление к импровизации. Развивать
эстрадного танца «Модный
умение вслушиваться в музыку, танцевать в
рок»
характере музыки, используя изобразительные
движения. Закреплять «рисунок» танца,
отрабатывать отдельные элементы танца.
Формировать новые выразительные исполнения.
Добиваться легкости движений. Слышать смену
фраз.
Май
Партерная гимнастика на полу Умение самостоятельно различать темповые
исполнения в музыке, отвечать на них движением.
«Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход»,
«велосипед».
Партерная гимнастика на полу Улучшение эластичности мышц и связок. «Тикпо парам
так», «мячик», «змейка».
Игры, этюды, танцы по выбору Поддерживать желание детей играть в
детей
музыкальные игры, исполнять знакомые танцы.
Предложить детям устроить концерт.
«Танцевальная шкатулка»

Формирование правильную осанку Повышение
гибкости суставов. Повторение пройденных тем.
Мини концерт: «До встречи!» Обучение детей танцевальным движениям.
Костюмированное представление пройденных
танцевальных номеров.
24

6. Планируемые результаты
Знания, умения и навыки, которыми овладеют воспитанники
Год обучения
Узнают
1 год обучения -правила поведения в
хореографическом зале;
-виды ходьбы; позиций;
-простейшие элементы
классического, эстрадного
танца
-позиции ног, рук,
постановку корпуса;

2 год обучения -азбуку танцевальных
движений;
-правила поведения в
общественных местах,при
проведении
концертов;

3 -й год
обучения

-азбука музыкальных
движений;
- названия классических
движений;

Научатся
-передавать в простых танцевальных
движениях особенности ритма, характер
танцевального произведения;
-ориентироваться в пространстве;
-делать реверанс;
- исполнять несложные комбинации шагов,
бега, прыжков в различных ритмических
рисунках и разном направлении. Сочетая их
с движениями рук и головы; исполнять
несложные комбинации
элементов танцев с переменой
направленностью.
-передавать в простых танцевальных
движениях особенности ритма и характер
танцевального произведения;
-уметь ориентироваться в пространстве
класса и относительно друг друга
«осуществлять перестроения»;
-уметь исполнять простейшие элементы
русского народного танца, такие как
притоп, припадание, ковырялочка,
хлопушки в простейших ритмических
рисунках;
-освоить постановку корпуса, позиции ног,
рук классического танца.
-уметь исполнять сложные комбинации из
шагов, бега, прыжков в различных
ритмических рисунках и разном направлении,
сочетая их с движениями рук и головы; на
основных элементах классического танца
выработать осанку, натянутость ног.

25

Раздел
II.
«Комплекс
организационно-педагогических
включающий формы аттестации»

условий,

1. Календарный учебный график общеобразовательной общеразвивающей
программы "Ритмопластика" на 2023-2024 учебный год
Начало учебных занятий 1 сентября 2023 года.
Конец учебного года 31 мая 2024 года.
Продолжительность учебного года - 35 недель.
Продолжительность учебной недели - 5 дней.
Режим занятий согласно постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 № 61573):
- для первого года обучения 1 час в неделю по 15 минут.
- для второго года обучения 1 час в неделю по 20 минут.
- для третьего года обучения 1 час в неделю по 25 минут.
Календарный учебный график составлен для каждой группы.
2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Основные формы работы с обучающимися:
- занятие, обсуждение, самостоятельная работа на занятиях и дома;
- конкурсы, показательные выступления;
- местные и выездные фестивали по хореографии.
Методические приёмы:
- создание «ситуации успеха» на занятиях, поощрение, похвала,
моральная поддержка;
- создание проблемной ситуации (постановка вопроса, задача,
экспериментальное задание), коллективное обсуждение всевозможных
подходов к решению поставленной задачи;
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие
дела (фестивали, игры, конкурсы, концерты);
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию,
предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и
других форм воспитания.
Формы обучения.
Основной организационной формой обучения в ходе реализации
программы является занятие, что обеспечивает непрерывность процесса
обучения. Кроме того, преимуществом такой формы обучения является
возможность соединения индивидуальных, групповых и фронтальных форм
обучения.
Занятие делится на 3 части: подготовительную, основную,
заключительную часть.
В подготовительную часть входят движения из разделов «Азбука
26

музыкального движения», в основную – «Элементы движения историкобытового танца и современного танца». Третья часть - создание
танцевальной композиции.
Занятия проводятся в традиционных и нетрадиционных (концерты,
фестивали, творческие отчеты) формах.
Организационные формы обучения.
1. Фронтальное обучение – при реализации данной программы
применяется на теоретических занятиях для организации учебнопознавательной деятельности всех обучающихся одновременно.
2. Групповое обучение применяется в реализации данной программы
наиболее часто на практических занятиях, когда все обучающиеся делятся
на подгруппы, каждая группа выполняет своё задание.
3. Коллективная форма работы применяется на практических занятиях
при работе над постановкой номера.
Методы, реализуемые в программе.
1. Репродуктивные методы применяются в тех случаях, когда
содержание материала носит информационный характер и представляет
собой описание способов практических действий, когда обучающиеся не
могут осуществить самостоятельный поиск знаний.
2. Проблемно-поисковые
методы
могут
применяться,
когда
обучающиеся могут самостоятельно по заданию педагога выполнить
определённые виды действий, которые подводят его к усвоению новых
знаний.
3. Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических
занятиях, а также при проведении концертов, фестивалей.
4. Метод проектов используется на занятиях всего периода обучения;
формирует у детей адекватную самооценку, повышает их имидж в социуме.
5. Методы воспитания (беседа, метод примера и образа, педагогическое
требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение,
наблюдение, анализ результатов) применяются в целях оказания
воспитательного воздействия на отдельных обучающихся и направлены на
укрепление
дисциплины,
аккуратности,
точности,
трудолюбия,
ответственности, а также - волевых качеств.
Технические средства обучения:
- магнитофон;
- видеомагнитофон;
- телевизор.
Тренировочная форма:
Девочки – юбки, белая футболка, чешки.
Мальчики – черные шорты, белая футболка, чешки.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наличие музыкального зала.
Оборудование зала: зеркала для самоконтроля.
Техническое оснащение: аудио проигрыватель, компьютер (ноутбук).
27

Оформление концертных номеров:
 изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
 обувь для занятий;
 бутафория;
 оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
Кадровое обеспечение программы.
Программа
«Ритмопластика»
реализуется
педагогом,
имеющим
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Информационное обеспечение
До общественности информация о реализуемой программе доносится
через официальный сайт учреждения, посты на страницах в сети интернет,
электронная запись в объединение производится в АИС «Навигатор».
Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил техники
безопасности
1. Тщательная влажная уборка помещения.
2. Проветривание.
3. Соблюдение режима обучения и перерывов.
4. Проведение занятий по технике безопасности.
Требования к внешнему виду детей:
Обувь должна быть мягкой (специальные тапочки, носки, чешки). Форма
одежды должна быть свободной. Волосы должны не спадать на лицо.
3. Формы и методы контроля.
Основными видами контроля выбраны:
- текущий контроль, проводимый с помощью наблюдения педагога за
работой группы в целом и каждого обучающегося в отдельности;
- тематический контроль, осуществляемый по мере прохождения новой
темы.
- исходный контроль, обобщающий именно, он позволяет судить об общих
достижениях учащихся.
Для
контроля
усвоения
учебного
материала
применяются:
индивидуальные, фронтальные, групповые формы контроля.
Массовые мероприятия
Организация массовых мероприятий - традиционное направление
деятельности кружка «Ритмопластика», которое оказывает позитивное
влияние на индивидуальность обучающихся.
Форма проведения массовых мероприятий разнообразна:
- приглашение на учебные занятия представителей различных
профессий и преподавателей профильных образовательных учреждений;
- экскурсии в учебные заведения;
- презентаций «интересных» людей;
- проведение творческих отчетов;
- участие в благотворительных концертах.
Цель массовых мероприятий – закрепление ранее полученных знаний,
28

умений и навыков, содействие правильной профессиональной
направленности личности.
Программа предполагает привлечение родителей к ряду занятий:
проведению праздников, экскурсий, творческих отчётов. Важную роль в
жизни ребёнка играет коллектив единомышленников, который складывается
на основе общих склонностей, интересов и добровольного пребывания в
нём.
В течение всего учебного года проводятся вечера общения,
фольклорные праздники: «День знаний», фестиваль «Мир, в котором я
живу», «Осенины», «Казачьи посиделки», «Новогодний серпантин»,
«Масленица», «23 февраля», «Встреча весны», «8 Марта», «День Победы»,
«Выпускной» и т.п. Таким образом, праздники рассматриваются как часть
воспитания, формирующего эмоциональную природу человека, важную для
социальной жизни.
Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Рольф, 1999. -272с.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П. «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски
для детей 5-6 лет». Москва. «Просвещение»1983г
3. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей». «Ритмическая
пластика для Дошкольников».
4. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
5. Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ
каблучок. Танцы в детском саду.- С.-Петербург: «Композитор», 2000. -83с.
6. Каплунова И., Новоскольцева И. «Потанцуй со мной, дружок». СанктПетербург 2010г.
7. Колодницкий Г.А. - Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей.
8. Конорова Е. В.: Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972.
9. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для
воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. 3
издание, дораб. - М.: «Просвещение», 1991г.
10. Музыкальноно - ритмические движения для детей дошкольного возраста Т.Ф. Коренева
11. «Танцевальная ритмика для детей № 1» Суворова Т.И. Учебное пособие СПб.: «Музыкальная палитра», 2003г.
12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ ДАНСЕ». Танцевально - игровая
гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс»., 2001 г.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».