ДОП Чудо-шарики на 2023-2024

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы

Программа дополнительного образования
детей дошкольного возраста «Чудо шарики»

Руководитель программы

воспитатель Бакуменко Наталья Михайловна

Организация - исполнитель

МБДОУ ЦРР д/с № 11 «Малыш»

Адрес организации исполнителя

357340 Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Патриса
Лумумбы, д.51

Цель программы

Направленность
программы
Срок реализации
Вид программы
Уровень реализации
программы
Система реализации
контроля за исполнением
программы
Ожидаемые конечные
результаты

Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение
иммунитета с помощью использования Су-Джок терапии,
повышение эффективности педагогической деятельности по
развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста путем
использования Су-Джок терапии.
Физкультурно – оздоровительная.
1 год
Адаптированная
Дошкольное образование
Координацию деятельности по реализации программы
осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет руководитель программы












Произойдет воздействие на биологически активные точки
по системе Су-Джок.
Стимуляция речевых зон коры головного мозга.
Повышение интереса родителей к здоровому образу
принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в
доступной, соответствующей его возрасту форме;
Видимый результат стойкости организма на простудные
заболевания.
Расширят словарный запас; внимание, понимание речи и
эмоций.
усвоят навыки движений, овладеют правильными
способами их выполнения;
научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится
двигательный опыт;
появится творческая инициатива, умение придумывать
новые игры и упражнения;
улучшатся коммуникативные способности в коллективной
деятельности.
Научатся правильно говорить, улучшится память.

2

Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ……… .
1. Пояснительная записка ………………………………………………………
1.1. Направленность программы «Чудо шарики» …………………………....
1.2. Актуальность ……………………………………………………………….
1.3. Новизна. ……………………………………………..………………………
1.4. Характеристика обучающихся по программе ……………………………
1.5. Объём и срок реализации программы …………………………………….
1.6.Форма обучения и режим занятий …………………………………………
1.7. Цель, задачи программы …………………………………………………..
1.8. Учебный план программы …………………………………………………
1.9. Планируемые результаты и способы их проверки……………………….

4
4
4
5
6
6
6
7
7
9
11

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ….
2.1. Календарный учебный график …………………………………………….
2.2.Материально-технические условия ………………………………………
2.3. Требования к педагогическим кадрам …………………………………..
3. Тематическое планирование………………………………………………
4. Оценочные и методические материалы …………………………………..
4.1. Методические материалы ………………………………………………..
4.2. Методы и приемы оценивания ………………………………………….
5. Список используемой литературы ………………………………………..
6. Приложение …………………………………………………………………
6.1. Игротека речевых игр для детей младшего дошкольного возраста с
элементами Су-джок терапии………………………......................................
6.2. Картотека игр с массажными мячиками……………………………….
6.3 Комплекс упражнений с массажным мячиком «Ёжиком»……………..
6.4 Пальчиковая гимнастика с использованием шарика Су-Джок ………..
6.5 Пальчиковая гимнастика с использованием колечка Су-Джок……….
6.6 Сказки с использованием колечка пружинки ………………………….
6.7 Перспективный план работы с родителями……………………………..

11
11
14
14
15
27
27
27
28
29
29
32
35
36
40
41
45

3

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит
фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие
годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье
нации, будущее государства. В настоящее время забота о здоровье детей стала
занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа
реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через
формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий,
адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой
личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте
закладываются основы физического развития, формируются двигательные
навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению
состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под
воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и
работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная
активность - естественная потребность в движении, которая оказывает
благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее
возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит
нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и
энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним
условиям.
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями
головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между
мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты
мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,
которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша,
тем проще ему будет осваивать речь.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у
ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно
– надо обратить их в интересные и полезные игры, которые:
- Развивают мелкую моторику рук ребенка;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время
около телевизора или компьютера, поэтому наблюдается снижение двигательной
активности у детей, что отрицательно влияет на здоровье.
4

Поэтому для меня стало актуальной проблемой поиск путей укрепления
здоровья детей дошкольного возраста, эффективных средств развития
двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной
потребности. В настоящее время известно множество способов развития
моторики детей дошкольного возраста, но так как нетрадиционные формы и
средства работы с детьми привлекают всё большее внимания, я решила
использовать в своей работе Су – Джок терапию.
Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов,
обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования
«Чудо шарик».
Программа предусмотрена для детей от 3 до 4 лет.
Программа «Чудо шарик» предусматривает разнообразную деятельность с
мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей,
их особенностями, состоянием здоровья. В образовательной деятельности
создаются условия для своевременного и правильного физического и
полноценного психического развития, дается возможность раскрыть
индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.
Ранний возраст – благоприятное время для сенсорного развития, без
которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и
развиться речь.
Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого
перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для
целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению
физической и умственной работоспособности детей. «Су» по-корейски – кисть,
«джок» - стопа.
Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с
целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция
биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их
активному функционированию. При освоении приемов работы Су-джок
массажеров, разработана система развивающих игр и упражнений на
закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики,
фонематического слуха, правильного речевого дыхания, связной речи.
Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию
сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов
детей, укреплению мышц мелкой моторики, развитию речи.
Направленность: физкультурно – оздоровительная.
Актуальность:
«Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил
В. Сухомлинский, и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики
напрямую связано с развитием речи малыша.
5

Актуальность программы заключается в формирование здоровья детей
- одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст
наиболее ответственный этап в жизни каждого человека. Именно в этом
возрастном периоде закладываются основы здоровья.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время идёт
постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов
оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Одним из таких методов является Су-Джок терапия.
Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры,
объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения
европейской медицины.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В
основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп
всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются,
«пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах
в строгом порядке располагаются биологически активные точки,
соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на
эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать
функционирование внутренних органов.
Методическая новизна
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми
привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия – одна из них.
Новизна метода Су -Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и
впервые опубликованного его автором, профессором Пак Чжэ Ву; в
использовании в игровой форме шариков- массажёров Су-Джок способствует
укреплению организма, улучшению психоэмоционального состояния детей, и
развития
мелкой
моторики
пальцев
рук.
Основанная
на
традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из
лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь
используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.
Характеристика обучающихся
Учебная программа адресована детей 3-4 лет.
Для обучения принимаются все желающие от трех лет.
Подгрупповая, наполняемость подгрупп – 10 человек, индивидуальная
работа, самостоятельная деятельность детей.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год - 9 календарных месяцев: с 15
сентября по 31мая.
Формы обучения и режим занятий
6

Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.364820 устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4 лет.
Кружковая работа проводится во второй половине дня с подгруппой детей.
Занятия в соответствии с программой проводятся 1 раз в неделю.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем
следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
2. Словесные приемы.
Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
Схемы, видеоматериалы, иллюстрации.
5. Практические действия.
Массаж кистей, стоп и пальцев.
Уровень программы и методическая сложность
«Базовый» уровень программы позволяет ребенку реализовать все формы
организации материала.
Сложность использования мячика Су-джок заключается в том, что в раннем
возрасте мелкая моторикав не достаточно развита. Детям сложно прорабатывать
шариком массажные точки на ладонях, воздействовать кольцами Су –Джок на
пальцы рук.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета
с помощью использования Су-Джок терапии и формирование у воспитанников
ответственности
в
деле
сохранения
собственного
здоровья.
Повышение эффективности педагогической деятельности по развитию мелкой
моторики у детей дошкольного возраста путем использования Су-Джок терапии.
Использование игр и упражнений с элементами Су-джок терапии для
закрепления сенсомоторных навыков и развития речи детей младшего возраста.
7

Задачи:
Оздоровительные:
• сохранить психофизическое здоровье ребенка;
• формировать потребность
естественном здоровом состоянии;

к

поддержанию

своего

организма

в

Образовательные:
• осознанно воспринимать значение профилактико-оздоровительной
системы Су-Джок и использовать ее в практической деятельности;
• включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний,
умений,
навыков;
• дать элементарные анатомические и физиологические характеристики
человека.
Воспитательные:
• воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
• формирование нравственных качеств: забота об окружающих, родителях,
умения во время прийти на помощь и оказать ее.
Продолжать развивать в играх и упражнениях лексику, грамматику, ф/слух,
связную речь с использованием Су-джок - массажеров;
Использовать пять чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус
в овладении приемами работы Су-джок - массажеров;
Развивать мелкую моторику для стимулирования речевых областей в коре
головного мозга с помощью Су-джок массажеров.
Совершенствовать навыки пространственной ориентации ,развивать память,
Расширять
эмоций.

словарный

запас; развивать внимание, понимания речи и

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Су-джок терапия проводится поэтапно:
1этап: знакомство с Су-джок - массажерами и правилами его использования.
2 этап: Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
3этап: Самостоятельное использование колючих шариков в игре.
Приемы работы по использованию Су-джок-массажеров (массажных шариков)
(выполняются каждой рукой)

8

Учебный план
№

1

2

3

4

5

Наименование раздела

Количество часов
Формы
аттестации
Кол-во теория практика
(контроля)
занятий
2
6 мин. 24 мин. Педагогическое
Диагностика развития
наблюдение,
мелкой моторики
анализ
детей
3
9 мин. 36 мин. Педагогическое
Знакомство с
наблюдение,
массажными мячами
анализ
Су-Джок
16
48 мин. 192 мин. Педагогическое
Работа с массажными
наблюдение,
мячами Су-Джок
анализ
5
15 мин. 60 мин. Педагогическое
Работа с массажными
наблюдение,
колечками Су-Джок
анализ
8
24 мин. 96 мин. Педагогическое
Использование
наблюдение,
пальчиковых игранализ
самомассажей с
массажером и
колечками Су-Джок
ИТОГО

34

102
мин.

408 мин.

Формировать умение:
Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке.
Удерживать шарик на расправленной ладошке левой
сверху ладошкой правой руки и наоборот.

руки

прижатый

Сжимать и разжимать шарик кулачком.
Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика.
Надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика.
Удерживать шарик тремя пальчиками ( большой, указательный, средний)
Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по
дорожкам разной конфигурации.
Прокатывать колючий шарик по ладошке круговыми движениями в разные
стороны.
9

Прокатывать колючий шарик вдоль расправленный ладошек вверх-вниз.
Комплекс игр с элементами Су-джок терапии используется как часть
развивающей работы педагога с детьми раннего и младшего возраста в рамках
общеобразовательной программы в течение учебного года.
Неоспоримыми достоинствами Су–Джок терапии являются:
Высокая эффективность –
выраженный эффект.

при

правильном применении

наступает

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит
вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су–Джок терапию могут использовать, как и педагоги в
своей работе, так и родители с детьми в домашних условиях.
Простота применения – они свободно продаются в аптеках и не требуют
больших затрат.
Что представляет собой этот чудо массажер? Массажер «Ёжик» или
«Каштан» — это полое сферическое изделие из пластмассы с шипиками на
внешней поверхности. Изделие состоит из двух полусфер, которые открываются,
как коробочка. Внутри полости находится массажер для пальцев рук – от одного
до трех пружинных колечек.
Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие
цели:
-укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике
заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные
окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной
мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных
органов;
-уравновесить психоэмоциональное состояние. Массаж Су-Джок позволяет
создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы
возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя
усидчивость и умение концентрироваться;
-повысить иммунную защиту организма;
-стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания,
мышления;
-подготовить руку будущего школьника к письму.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения детьми программы.
Метапредметные результаты:
 Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе СуДжок.
 Стимуляция речевых зон коры головного мозга.
 Повышение интереса родителей к здоровому образу принцип доступности –
обучение и воспитание ребенка в доступной, соответствующей его возрасту
форме;
 Видимый результат стойкости организма на простудные заболевания.
Личностные результаты:

Расширят словарный запас; внимание, понимание речи и эмоций;

усвоят навыки движений, овладеют правильными способами их
выполнения;

научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится двигательный
опыт;

появится творческая инициатива, умение придумывать новые игры и
упражнения;

улучшатся коммуникативные способности в коллективной деятельности;

научатся правильно говорить, улучшится память .
Показатели результативности:
• позитивная динамика речевого и физического развития;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся;
• положительные отзывы участников, родителей и администрации.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п.п

Дата

1

21.09

2

28.09

3

05.10

Время и
место
занятия
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,

Форма
занятия

Тема занятия

Количество
часов

Форма контроля

групповая

Диагностика
развития мелкой
моторики детей

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Диагностика
развития мелкой
моторики детей

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Знакомство с
массажными мячами
Су-Джок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ
11

4

12.10

5

19.10

6

26.10

7

02.11

8

09.11

9

16.11

10

213.11

11

30.11

12

07.12

13

14.12

14

21.12

15

28.12

16

13.01

17

18.01

группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,

групповая

Выполнение
пассивных движение
с мячом Су-Джок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Поглаживание мяча
Су-Джок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Прокатывание мяча
Су-Джок по столу

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Прокатывание мяча
Су-Джок по ладони

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Прокатывание мяча
Су-Джок по пальцам
рук.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Прокатывание мяча
Су-Джок по пальцам
рук поочередно.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Прокатывание мяча
Су-Джок по ладони
руки в разных
направлениях.
Прокатывание мяча
Су-Джок по всей
руке

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Удерживание
пальцами одной руки
мяча Су-Джок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Поднятие двумя
одноименными
пальцами обеих рук
мяча Су-Джок
Надавливание
пальцами на мяч СуДжок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Надавливание
пальцами на мяч СуДжок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Надавливание
пальцами на мяч СуДжок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Перекидывание,
обхватывание мяча
Су-Джок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

групповая

12

18

25.01

19

02.02

20

08.02

21

15.02

22

22.02

23
29.02

группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа

групповая

Подбрасывание мяча
Су-Джок

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Прокручивание
пальцев на шарике

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Прокручивание мяча

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Раскрытие шара и
движения с
половинками
массажера
Надевание колечек на
один палец

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

Надевание и
прокатывание кольца
на пальцы одной
руки (без названия
пальцев рук)
Надевание и
прокатывание кольца
на пальцы одной
руки (без названия
пальцев рук)
Надевание и
прокатывание кольца
на пальцы одной
руки (с названием
пальцев рук)
Надевание кольца
одновременно на два
пальца

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

групповая

24

07.03

Четверг
с 15-4015-55,
группа

групповая

25

14.03

Четверг
с 15-4015-55,
группа

групповая

26

21.03

групповая

27

28.03

28

04.04

29

11.04

30

18.04

Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа

13

31

25.04

32

10.05

33

16.05

34

23.05

Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа
Четверг
с 15-4015-55,
группа

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

групповая

Пальчиковые игрысамомассажи.

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ

2.2. Материально-технические условия
Занятия по программе «Путешествие в стране блоков и палочек» могут
проводиться в групповой комнате, оборудованной в соответствии с санитарноэпидемиологическими нормами. На каждого ребенка используется комплект,
используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
2.3. Требования к педагогическим кадрам
К педагогическим работникам, реализующим программу «Путешествие в стране
блоков и палочек» предъявляются следующие требования:
• владеть методиками развивающих игр;
• владеть методами и средствами педагогического мониторинга,
позволяющего оценить результаты освоения детьми данной программы.

14

Тематическое планирование

месяц

сентябрь

неделя

Вид работы с
массажером Су-Джок

Пальчиковая игра

Описание выполнения

1-2

Диагностика развития мелкой моторики детей

3

Знакомство с
массажными мячами
Су-Джок

4

Выполнение пассивных Пальчиковая игра «Ёжики-колючки»
движение с мячом Су- Гладь мои ладошки, ёж!
Джок
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить

Берутся 2 массажные шарика
и проводим ими по ладоням
ребёнка (его руки лежат на
коленях ладонями вверх),
делая по одному движению
на каждый ударный слог:
Потом ребёнок гладит их
ладошками со словами игры.
Массажеры удерживает
взрослый.

5

Поглаживание мяча
Су-Джок

Ребенок одной рукой
придерживает массажер, а
второй гладит по колючей
поверхности. Руки поменять
и повторить игру.

6

Прокатывание мяча Су- Пальчиковая игра «Ёжик на столе»

октябрь

Пальчиковая игра «Колючий шарик»
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же его взять?

Пальчиковая игра «Ежата»
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»

Предложить ребенку взять
шарик в руки, рассмотреть
его, погладить и покатать.

Ребенок одной рукой катает

Джок по столу

ноябрь

Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем
По столу его катаем,
Потом ручку поменяем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем
И немножко покатаем…
Потом ручки отдыхают.

массажер по столу, стараясь
не упустить его. Меняет руку
и продолжает движения
второй рукой.

7

Прокатывание мяча СуДжок по ладони
Пальчиковая игра «Ёжик на ладошке»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.

Ребенок одной рукой катает
массажер по ладони другой
руки, стараясь не упустить
его. Меняет руку и
продолжает движения второй
рукой.

8

Прокатывание мяча Су- Пальчиковая игра «Будь здоров!»
Джок по пальцам рук.
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.

Ребенок прокатывает шарик
между ладонями, затем к
каждому пальцу на правой и
левой руке.

9

Прокатывание мяча Су- Пальчиковая игра «Ёжик»
Джок по пальцам рук
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты
поочередно.
похож.
На спине иголки

Упражнение выполняется
сначала на правой руке, затем
на левой. Дети катают Су
Джок между ладонями,
массажные движения
большого пальца,
массажные движения
указательного пальца,

очень-очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал,

16

нам колючки показал,
А колючки тоже
на ежа похожи

массажные движения
среднего пальца массажные
движения безымянного
пальца,
массажные движения
мизинца,
дети катают Су Джок между
ладонями

10

Прокатывание мяча Су- Пальчиковая игра «Прогулка мячика»
Джок по ладони руки в Мячик мой не отдыхает,
разных направлениях.
На ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.

Ребенок прокатывает шарик
между ладонями.
Направление движений
массажера Су-Джок согласно
тексту игры.

11

Прокатывание мяча Су- Пальчиковая игра «Пальчики-лошадки»
Джок по всей руке
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок, чок, чок, Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.

Ребенок одной рукой катает
массажер по руке, до локтя
другой руки, стараясь не
упустить его. Меняет руку и
продолжает движения с
другой рукой.

12

Удерживание пальцами Пальчиковая игра «Пинцет»
одной руки мяча СуДружат пальчики, не тужат
Джок
Им пинцет очень нужен.
Эй, кто ловкий, не зевай
Пинцетом шарик поднимай.

Растопырить пальчики и
поднимать шарик прямыми
пальцами: большим указательным, указательным
- средним, средним безымянным, безымянным мизинцем, как пинцетом
17

поочередно левой и правой
рукой.

декабрь

13

Поднятие двумя
одноименными
пальцами обеих рук
мяча Су-Джок

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.

14

Надавливание
пальцами на мяч СуДжок

Пальчиковая игра «Колючий шарик»
Ежа пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий ёжик мой.
Подружись сейчас со мной.

15

Надавливание
пальцами на мяч СуДжок

Пальчиковая игра «Черепаха»
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь

Удерживать двумя
одноименными пальцами
обеих рук: большим и
указательным, большим и
средним, большим и
безымянным, большим и
мизинцем.

Упражнение выполняется
сначала на правой руке, затем
на левой.
дети катают Су Джок между
ладоней
Су Джок между большим
пальцем и остальными,
которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают
ритмично на Су Джок,
перекладывая из руки в руку
дети катают Су Джок между
ладоней
18

16

17

18

январь

19

Надавливание
пальцами на мяч СуДжок

Перекидывание,
обхватывание мяча СуДжок

Пальчиковая игра «Медвежаташкольники»
Шла медведица спросонок,
А за нею – медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать
И в тетрадочках писать.
Пальчиковая игра «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,

Подбрасывание мяча
Су-Джок

Пальчиковая игра «Ёжик-мячик»
Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.

Прокручивание
пальцев на шарике

Пальчиковая игра «Кручу - верчу»
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.

Шагать шариком по руке,
шагать тихо шариком по
руке,
шагать шариком по руке,
нажимать шариком на
каждый палец.
Перекидывать шарик из руки
в руку,
сжимать, разжимать шарик в
кулачке.
подбрасываем мячик вверх
прокатываем между ладошек
опять подбрасываем мячик
пальчиками мнем иголки
мячика
Большим и указательным
пальцем левой руки держать
шарик, а большим и
указательным правой
крутить, пальцы чередовать:
большой - средний,
безымянный - большой и т.д.
19

20

Прокручивание мяча

Пальчиковая игра «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.

Крутить правой рукой
правую половинку шарика,
левой рукой левую
половинку шарика

21

Раскрытие шара и
движения с
половинками
массажера

Пальчиковая игра «прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг.
Он хороший ученик.

Шарики раскрыть и
«попрыгать» попеременно
всеми пальцами: большим и
указательным, указательным
и средним, средним и
безымянным, безымянным и
мизинцем по колючей
поверхности, как по кочкам.

Работа с массажными колечками Су-Джок
22

Надевание колечек на
один палец

Пальчиковая игра «Кольцо»
Мы научим пальчик свой
Кольцо надеть одной рукой.

Ребенок надевает кольцо на
палец.

23

Надевание и
прокатывание кольца
на пальцы одной руки
(без названия пальцев
рук)

Пальчиковая игра «Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

Надевать и прокатывать
кольцо на одноименные
пальцы обеих рук.

24

Надевание и
прокатывание кольца
на пальцы одной руки
(без названия пальцев

Пальчиковая игра «Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,

Надевать и прокатывать
кольцо на одноименные
пальцы обеих рук.
Массажировать и закреплять

февраль

20

25

26

март

рук)

Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.

название пальцев.

Надевание и
прокатывание кольца
на пальцы одной руки
(с названием пальцев
рук)

Пальчиковая игра «Пальчики-мальчики»
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый
толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать
его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в
середине.
Этот пальчик безымянный, он
избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и
удал.

Надевание кольца
одновременно на два
пальца

Пальчиковая игра «Друзья»
Вместе пальчики друзья.
Колечко катим, ты и я.

Разгибать пальцы по одному,
надевать по очереди на
пальцы колечко.

Надевать кольцо на два
больших, на два
указательных, на два
средних, на два безымянных,
на два мизинца.

Использование пальчиковых игр-самомассажей с массажером и колечками Су-Джок
27

Пальчиковые игрысамомассажи.

Пальчиковая игра «Конец игры»
Вот все пальчики мои
Вот все пальчики мои
Их, как хочешь, поверни-

Сжимать и разжимать пальцы
Повернуть кисти рук
21

И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять. Постучали,
Повертели
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть,
А теперь обратно в путь.
28

29

апрель

30

Пальчиковые игрысамомассажи.

Пальчиковая игра «Капуста»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.

Пальчиковые игрысамомассажи.

Пальчиковая игра «На лужок»
На лужок пришли зайчата ,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок!

Пальчиковые игрысамомассажи.

Пальчиковая игра «Зайки»
На поляне, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.

Загибать пальцы рук
Постучать пальцами о шарик
Повертеть шарик на ладошке
Встряхнуть кисти рук

Ребром ладони стучать по
шарику
Подушечками пальцев трогать
шарик
Потирать ладошками о шарик
Сжимать шарик в кулачке
Поочередно надевать кольцо на
каждый палец
Катать шарик по ладошке
Катать шарик между ладонями
Прыгать по ладошке шаром
Катать шарик вперед – назад по
ладони
Прыгать по ладошке шаром
Положить шарик на ладошку
22

Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
31

Пальчиковые игрысамомассажи.

Пальчиковая игра – массаж
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

32

Пальчиковые игрысамомассажи.

Вести шариком по ладошке
Гладить шаром каждый палец

Катать мяч между ладоней
Сменить руку
Погладить мячом по руке
Сменить руку
Сжать шарик одной рукой
Переложить шарик в другую
руку, сжать шарик
Прижать шарик пальцами одной
руки
Прижать шарик пальцами другой
руки
Переброс мяча из руки в руку

Пальчиковая игра «Путешествие
ежонка»
Свернулся ёжик клубком Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
23

Глубокого оврага
Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков.
Вдоль речек и ручейков.
Мимо белки с шишкой.
Мимо косолапого мишки.
Мимо кукушки.
И остановился на опушке.
33

май

Пальчиковые игрысамомассажи.

Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем.
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.

Любуемся шариком на левой
ладошке, закрываем его правой
рукой.
Катаем шарик горизонтально
между ладонями.
Катаем шарик горизонтально.
Катаем шарик вертикально.
Катаем шарик вертикально,
нажимая до покалывания
Катаем шарик в центре ладошки
по кругу.
Выполняем движения в
соответствии с текстом в правой
руке.

24

34

Пальчиковые игрысамомассажи.

Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
Есть у нас на них горошки?
Мы похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

Кладём шарик на стол и
смотрим, есть ли на них ямочки
от шарика.
Хлопаем в ладоши, встряхиваем
кисти рук, дети закрывают глаза
и отдыхают, положив голову на
свои ладони, а в это время шарик
«исчезает» и появляются
пружинки или прищепки и т.д.,
главное, чтобы в конце занятия
появился сюрприз: конфета,
наклейка,…- всё зависит от
фантазии и возможностей
взрослых.

Раз, два, три, четыре, пять!
Пружинку будем мы катать!
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Указательный поймаем
И пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Где ты, наш середнячок,
Ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!

Пружинка лежит на левой руке,
катаем между ладонями
Надеваем пружинку на большой
палец левой руки, прокатываем
указательным и большим
пальцем правой руки вверх-вниз.
Надеваем пружинку на
указательный палец левой руки,
прокатываем указательным и
большим пальцем правой руки
вверх-вниз.
Надеваем пружинку на средний
палец левой руки, прокатываем
указательным и большим
25

Кольца любит безымянный.
Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Мы пружиночки снимаем
Свои пальчики считаем.
1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!
А сейчас мы проверяем
На двух ручках посчитаем!
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!

пальцем правой руки вверх-вниз.
Надеваем пружинку на
безымянный палец, любуемся,
хвастаемся, прокатываем
указательным и большим
пальцем правой руки вверх-вниз.
Надеваем пружинку на мизинец,
прокатываем указательным и
большим пальцем правой руки
вверх-вниз.
Аналогично выполняем
движения с пружинкой в
соответствии с текстом на
правой руке.
Снимаем пружинки, убирая их
на край стола, загибаем и
считаем пальцы сначала на
правой руке, затем на левой,
соединяем пальцы обеих рук,
затем резко расцепляем.
Встряхиваем кисти рук, дети
закрывают глаза и отдыхают.

Самостоятельные движения ребенка с мячом Су-Джок допускаются в свободной деятельности

26

Оценочные и методические материалы
Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Е.И.
Светлова предлагает следующую методику для выявления уровня развития
мелкой моторики пальцев рук.
В данной методике три уровня развития мелкой моторики: высокий,
средний, низкий.
Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей
скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью
движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным
удержанием позы.
Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной
скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений,
колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.
Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и
нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной
неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.
Методика проведения. Все упражнения выполняются после показа
воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо
помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок
действует самостоятельно.
В целях выявления уровня сформированности вся
информация
фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой
непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Диагностика
проводится с каждым ребенком индивидуально в игровой форме.
Методы:
- наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и
пальцев;
- тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами,
изобразительная деятельность);
- анализ полученных данных.
Уровни развития:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений - уровень
развития не сформирован(1-4 баллов);
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности
выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере (5-7
баллов);
3. Точное воспроизведение движений - уровень развития сформирован в
достаточной мере(8-10 баллов).
Оценка результата воспитателем.

(1) - ребенок не справился с заданием.
(2) – ребенок справился с помощью взрослого.
(3) – ребенок справился с заданием.
Заключение
Су - Джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на
биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су - Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта
процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение
ребенку.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки
надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Применение
Су-Джок
массажёров
способствует
созданию
функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной
активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком,
повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был
составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры,
упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.
5. Список используемой литературы
Методические пособия и литература.
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают.
Пальчиковые игры. – М., 2002.
3. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
4. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:
Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.
6. Панина Н. А. Су-Джок терапия / Н.А.Панина. – М.: Рипол классик,
2013-45с.
7. Хохлова Ирина. Использование Су-Джок терапии
(https://www.maam.ru/detskijsad/su-dzhok-terapija-1042394.html)

в

ДОУ

28

Приложение 6.1
Игротека речевых игр для детей младшего дошкольного возраста с
элементами Су-джок терапии
Система игр и упражнений разделена на комплексы, основана на работе 5
чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.
Первый комплекс: «Ушки на макушке»
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
Игра: «Громкий звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки
Игра: «Шариком по столу стук, если слышишь тихий звук»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки. Развивать
слуховое внимание, речь.
Игра: «Телеграфисты»
Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки. Развивать
слуховое внимание, ритм.
Игра: « Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка» (зарычит
собака, замычит корова, закукарекает петушок и т.д.)
Второй комплекс: «Глазки-краски»
Игры и упражнения на закрепление и различение цвета, величины, формы,
поверхности предмета
Игра: «Найди свой домик»
Цель: Соотносить цвет шарика- массажѐра со цветом коробки-домика.
Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.
Игра: «Непослушные ежата»
Цель: Соотносить цвет шарика - массажѐра с цветом коробки-домика.
Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.
Игра: «Красный шарик кати – слово говори»
Цель: Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый,
синий, согласовывать словосочетания прил.+сущ. по роду
29

Игра: «Исполни моё желание»
Цель: Развивать слуховое внимание, память. Закреплять в речи названия
цвета, величины, поверхности шариков.
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Учить составлять описательный рассказ по мнемодорожке (с
помощью наводящих вопросов). Закреплять в речи названия цвета, величины,
поверхности шариков.
Третий комплекс: «Говорю и делаю»
Упражнение: «Поиграй с колючим шариком»
Цель: Закрепить в словесных упражнениях основные приемы работы с
массажным шариком Су-джок
1.Я на левую ладошку колючий шарик положу
Покатаю, покатаю и к ладошечке прижму
Я на правую ладошку колючий шарик положу
Покатаю, покатаю и к ладошечке прижму
2.Я в своих ладошках шарик покатаю
Вверх-вниз, вверх-вниз пальчики считаю
На правой руке:1,2,3,4,5
На левой руке: 1,2,3,4,5
(ладони поставить перед собой вертикально, при счете прокатывать шарик по
каждому пальчику вверх-вниз)
3.На ладошку шарик положу
Крепко в кулачок его сожму
Подержу и разожму
Шарик всем я покажу (играем с правой, а затем с левой рукой)
Упражнение: «С шариком играем, команды выполняем»
Цель: Учить выполнять словесную инструкцию педагога – соотносить
слово с действием. Развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику.
Упражнение: «Делай, как я»
Цель: Развивать произвольное внимание, мелкую моторику.
Упражнение: «Волшебное колечко»
30

Цель: Закреплять названия пальцев рук. Развивать память, внимание,
мелкую моторику.
Упражнение: «На каком пальчике колечко»
Цель: Закреплять названия пальцев рук. Развивать память, внимание,
мелкую моторику.
Игра: «Веселая прогулка»
Цель: Прокатывать массажный шарик по дорожкам различной
конфигурации. Развивать связную диалогическую речь (составлять простое
предложение из 2-3 слов), интонацию.
Четвертый комплекс: «Носиком вдыхаю, через ротик выдыхаю»
Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания
Игра: «Под каким деревом сидел ѐжик»
Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над
правильным дыханием
Игра: «Помоги ежатам собрать урожай фруктов»
Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над
правильным дыханием.
Пятый комплекс: «На зубок проверяй и вкус называй»
Игры и упражнения на развитие вкусовых ощущений
Игра: «Витамины для ежат»
Цель: Определять по вкусу кислые и сладкие фрукты. Развивать речь по
теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными.
Игра: «Мамины помощники»
Цель: Развивать речь по теме «Фрукты»,
прилагательными. Определять по памяти вкус фруктов.

обогащать

словарь

При систематическом использовании комплексов речевых игр с Суджок
массажѐрами, наблюдается положительная динамика в развитии речи, к концу
года дети самостоятельно играют с колючими шариками, прокатывая их в
ладошках; на вопросы педагога отвечают фразой, простым предложением,
согласовывая слова по роду, числу; у детей формируется фонематический слух,
они называют правильно цвет, форму, величину предмета; охотно вступают в
речевые контакты со взрослыми. Развивается моторный праксис (общая и
мелкая моторика)

31

Приложение 6.2
Картотека игр с массажными мячиками
***
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до
отдельных "колючек". Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки" на
"ножки", делать массаж тела, называя все соответственно)
***
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюкМяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту)
***
Испечем мы каравай
Месим, месим тесто,
(Сжимаем мяч, мяч в правой руке)
Есть в печи место.
(перекидываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай,
(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекидывай, валяй!
(катаем мяч между ладошками)
***
Этот шарик не простой
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
32

Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
(Движения соответствуют тексту)
***
«Ежик» в руки нужно взять,
(берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.
(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять.
(перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
***
Мячик-ежик мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем…
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
***
Мы возьмем в ладошки «Ежик»
(берем массажный мячик)
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
33

Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.
(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.
(прижимаем ладошки к себе)
***
Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю. (сжимать мячик правой рукой, затем левой)
«Здравствуй, мой любимый мячик!» Скажет утром каждый пальчик. (Удержать мяч указательным и большим
пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и
большим пальцем)
***
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними
пальцами и т. д.)
***
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево - как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад - вперед.)
***
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним,
безымянным и мизинцем.)
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.)
Мячик мой не отдыхает Между пальцами гуляет.
34

(Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и
безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.)
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(Ладошками отбивать мяч.)
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю - браво.
(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.)
Поверну, а ты проверь Сверху правая теперь!
(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони.)
Приложение 6.3
Комплекс упражнений с массажным мячиком «Ёжиком»:
1«Возьми — переложи» Взять мяч правой рукой, переложить в левую
руку. Выполнять упражнение с перекладыванием мяча 6–8 раз. Сначала дети
выполняют задание перед собой, затем за спиной. После того, как задания
научились выполнять, не теряя «ёжик», можно усложнить, выполнять с
использованием речевого сопровождения. − Здесь живёт колючий ёж, От меня
ты не уйдёшь. Буду я с тобой играть Своим другом называть.
1 «Сожми — разожми» Положить мяч между ладошками, крепко сжав
ладони. Ребёнок должен почувствовать «иголочки», затем выпрямить пальцы,
но удерживая мяч между ладонями. Упражнение выполнять 6–8 раз. Речевое
сопровождение поможет сделать выполнение упражнения эмоционально. − Я
хочу с тобой поладить. Я хочу тебя погладить.
2 «Перекаты» Мяч находится между ладонями. Прокатить мяч до
кончиков пальчиков одной руки вверх, затем другой руки вниз. Выполнять 8–
10 раз. − Вот бежит колючий ёжик. У него не видно ножек.
3 «Солнышко» Мяч лежит на ладошке. Выполнять круговые движения по
всем пальчикам, ладони по часовой стрелке. Вначале рабочая поверхность
правой руки, затем — левой руки. Следить за ощутимым нажимом ладоней. 6–8
раз. − Ёжик маленький бежит. Носик- бусинка сопит.
4 «Тук-тук» Мяч находится на ладошке правой руки, кончиками пальцев
левой руки стучим по «колючкам» мячика, затем меняем место положения
мячика и пальцами правой руки дотрагиваемся «колючек». Выполнять 10 раз. −
Тук — тук,- дверь открой! Там в лесу охотник злой. Ёжик, ёжик заходи, Дверь
скорей запри!
35

5 «Лови меня» Перебрасывание мяча из одной руки в другую. При ловле
мяча, сжать мяч, почувствовать «колючки». Расстояние между ладонями 20–30
см. Повторить 8–10 раз − Я хочу с тобой играть, Ловко прыгать и летать.
6 «Не урони» Положить массажный мяч на тыльную сторону ладошки
левой руки, прикрыть его ладошкой правой руки и медленно катим мяч на
ладошку левой руки. Не отрывая рук от мяча перекатить мяч на другую руку
круговыми движениями. И так меняя положение рук (правая вверху, затем
левая и т. д) повторить4–6 раз. − А теперь дорожкой той, Ёж придёт к себе
домой!
7 «Гостинцы» Положить мяч на стол. Имитируя сбор гостинцев, дети
тремя пальчиками — большим, указательным и средним собирают с
«иголочек» дары осени. Называют не спеша, чётко проговаривая звуки. Задания
выполняют пальчиками левой, затем правой руки. Достаточно двух раз.
Ёжик по лесу гулял, Он гостинцы собирал. Груши, ягоды, грибы
Пригодятся для еды. После выполнения упражнений дети убирают мячи —
«ёжики» в контейнер со словами: Ёжик всем нам помогает. От дремоты
избавляет. Пальцы, речь нам развивает. Всем добра желает. Пусть теперь он
отдохнёт, сил до завтра наберёт. Утром снова мы придём. И опять играть
начнём!
Приложение 6.4
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАРИКОМ СУ-ДЖОК.
Рекомендации: Упражнения с использованием шарика рекомендуется выполнять
во время утренней зарядки, при проведении динамических пауз, при посещении
сенсорной комнаты, при индивидуальном обучении. Время проведения
пальчиковой гимнастики с Су-Джок – 1-2 минуты.
«ЕЖ»
Наш волшебный мудрый ёжик

(Прокатываем Су Джок по левой руке)

Не нашёл в лесу дорожек.

(прокатываем по правой руке)

Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.

(Катаем Су Джок между ладоней
вертикально)

36

Если будем с ним играть
Ручки будем развивать.

(Катаем Су Джок между ладоней
горизонтально)

Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.

(Катаем Су Джок между ладоней по кругу,

Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

(Катаем Су Джок между ладоней по кругу,

Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

правая рука вверху)

левая рука вверху)

(Убирают ёжика на край стола)
(Пальчики "шагают" по столу,

Ёж ушёл к себе домой,
Отдохнём и мы с тобой!

дети закрывают глаза и отдыхают,
положив голову на свои ладони, а в это
время колючий шарик или ёжик
«исчезает» и появляются что-то другое)

«ЗАЙКИ»
На поляне, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать

(катать шарик между ладонями)
(прыгать по ладошке шаром)
(катать вперед – назад)
(прыгать по ладошке шаром)
(положить шарик на ладошку)
(вести по ладошке)
(гладить шаром каждый палец)

Всех зайчат зайчиха-мать.
37

«МЯЧ»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.

(Дети катают Су Джок между ладонями)

Будто я сметаю крошку,

(Дети гладят ладошку Су- Джоком)

И сожму его немножко,

( Дети сжимают Су -Джок в кулак)

Как сжимает лапу кошка,

(Су-Джоком прижимают каждый пальчик)

Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

«ЛОШАДКИ»
Вот помощники мои.
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой

(показать пальцы)

Скачут пальцы, как лошадки.

(шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

(повторить с другой рукой)

Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.

«ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК»
Этот шарик непростой,


колючий, вот какой.
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать.

(Любуемся шариком на левой ладошке,
закрываем его правой рукой)
(Катаем шарик горизонтально между ладонями)
38

Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем.

(Катаем шарик горизонтально)

(Катаем шарик вертикально)
(Катаем шарик вертикально, нажимая до
покалывания)

Как колобок мы покатаем,

(Катаем шарик в центре ладошки

Сильней на шарик нажимаем.

по кругу)

В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем

(Выполняем движения в соответствии с
текстом в правой руке)

Шарик мы не выпускаем.
В ручку левую возьмём,


кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем

(Выполняем движения в соответствии с
текстом в левой руке)

Шарик мы не выпускаем.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,

(Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на
них ямочки от шарика)

Есть у нас на них горошки?

Мы похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

(Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук,
дети закрывают глаза и отдыхают, положив
голову на свои ладони, а в это время шарик
«исчезает» и появляются пружинки или
прищепки и т.д., главное, чтобы в конце
занятия появился сюрприз: конфета,
наклейка,…- всё зависит от фантазии и
возможностей взрослых)

39

Приложение 6.5
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЕЧКА
ПРУЖИНКИ
Рекомендации: пальчиковую гимнастику с эластичным кольцом рекомендуется
выполнять при проведении динамических пауз, образовательной деятельности,
при посещении сенсорной комнаты, при индивидуальном обучении, перед
выполнением продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша,
Этот малыш-Ванюша,
Этот малыш-Алеша,
Этот малыш-Антоша,

надеваем кольцо Су-Джок на большой палец,
надеваем кольцо Су-Джок на указательный ,
надеваем кольцо Су-Джок средний,
надеваем кольцо Су-Джок безымянный,

А меньшего малыша зовут
Мишуткою друзья.
На левой руке:

надеваем кольцо Су-Джок мизинец.

Эта малышка-Танюша,
Эта малышка-Ксюша,
Эта малышка-Маша,
Эта малышка-Даша,
А меньшую зовут Наташа.

надеваем кольцо Су-Джок на большой палец,
надеваем кольцо Су-Джок указательный,
надеваем кольцо Су-Джок средний,
надеваем кольцо Су-Джок безымянный,
надеваем кольцо Су-Джок мизинец.

«Мальчик-пальчик»
На правой руке.

надеваем кольцо Су Джок на большой палец,

- Мальчик-пальчик,

надеваем кольцо Су Джок на указательный
палец,

Где ты был ?
- С этим братцем в лес ходил,

надеваем кольцо Су Джок на средний палец,

-С этим братцем щи варил,

надеваем кольцо Су Джок на безымянный
палец,

-С этим братцем кашу ел,

надеваем кольцо Су Джок на мизинец.

-С этим братцем песни пел .
40

Аналогично выполняем на левой
руке.

«Пальчики», на правой руке.
Этот пальчик — в лес пошёл,

надеваем кольцо Су-Джок на мизинец,

Этот пальчик — гриб нашёл,

надеваем кольцо Су-Джок на безымянный
палец,

Этот пальчик — занял место,

надеваем кольцо Су-Джок на средний палец,

Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,

надеваем кольцо Су-Джок на указательный
палец,

Оттого и растолстел.
надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.
Аналогично выполняем на левой
руке.

Приложение 6.6
СКАЗКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЕЧКА ПРУЖИНКИ
Сказка «Ёжик».
Жил был ёжик.
Он был колючий.

(показываем шарик-массажёр),

(обхватываем ладонью правой, затем левой
Как-то раз, пошёл он погулять.
руки),
Пришёл на полянку, увидел
короткую тропинку и побежал по (катаем по кругу на ладони),
ней,
вернулся на полянку,
опять побежал по полянке,
заметил речку, побежал по её
бережку,
снова вернулся на полянку
посидел, отдохнул, погрелся на

(катаем от ладони к мизинчику и обратно),
(катаем по кругу на ладони),
(катаем между ладонями по кругу)
41

солнышке, увидел длинную
(катаем по безымянному пальцу),
тропинку и побежал по ней,
(между ладонями),
вернулся на полянку и увидел
горку, решил забраться туда.
(катаем по среднему пальчику),
Потом ёжик покатился вниз и
(слегка поднимаем указательный пальчик
снова оказался на полянке,
увидел деревце и оббежал вокруг (горка) и водим шариком по нему),
него.
(катаем вокруг большого пальчика, подняв
Стало ёжику жарко, он высунул его).
свою мордочку навстречу
прохладному ветерку:
дыхательная гимнастика
Ёжик увидел грибок и поспешил
сорвать его,
заметил цветочек и понюхал его,
нашёл красивый листочек и
подбежал его посмотреть,

Кладем Су-Джок на стол или на колени.
вдох через нос, выдох на ладонь руки
(повторить 2 раза).

Достаём массажное колечко. Поочерёдно
надеваем его на каждый палец ведущей руки,
движения вверх-вниз несколько раз.
(на большой палец),

приметил ягодку и сорвал её,

(на указательный)

нашёл шишку и взял её для своей
мамы в подарок.

(на средний),

Ёжик так весело гулял по лесу,
что не заметил, как стало
темнеть. Наступал вечер.
Довольный прогулкой он
отправится домой.

(на мизинчик)

(на безымянный),

Берем Су-Джок. (закрываем шарик, катаем
между ладонями)

«Маша и медведь».
Жили-были дедушка да бабушка.
Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес –
по грибы да по ягоды. Пришли
звать с собой и Машеньку.
Пришли в лес, стали собирать
грибы да ягоды. Вот Машенька –
42

деревце за деревце, кустик за
кустик – и ушла далеко-далеко от
подружек. Стала она их звать.
Давайте поможем Машеньке.
Дыхательные упражнения.
Ходила, ходила Машенька по
лесу – совсем заблудилась.
Увидела огонек и на него и
пришла. Вошла в избушку, села у
окна на лавочку. Вечером пришел
медведь, увидел Машеньку,
обрадовался. Потужила Маша,
погоревала, да ничего не
поделаешь. Стала она жить у
медведя. Стала Машенька
думать, как ей от медведя
убежать. Думала, думала и
придумала. Решила она испечь
пироги. Но чтобы пирожки
приготовить нам нужна начинка.
Давайте поможем Машеньке
собрать ягоды.
Гимнастика для глаз.

Дыхательные упражнения. (Короткий вдох
носом, на длинном протяжном выдохе
говорим: «Ау!» 3 раза, меняем силу голоса от
тихого к громкому).

Гимнастика для глаз
Мы отправились гулять, грибы - ягоды искать.
(шагают на месте)
Светит солнце в вышине,
(смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне,
(смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит,
(смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит.
(смотрят вниз)

Массаж шариком «Су – Джок».
Клюкву и морошку, и чернику, и
бруснику,
Землянику, ежевику, костянику,
голубику, и малину, и клубнику.

Быстро ягодки берем, и в
корзиночку их кладем.

Слева ель растёт - старушка,
(смотрят влево)
Справа сосенки - подружки.
(смотрят вправо)
Где вы, ягоды, ау! все равно я вас найду:

Массаж шариком «Су – Джок»
43

- Ребята, поможем Машеньке
слепить пирожки?

(на каждое название ягоды сжимаем мячик,
меняя руки)

Массаж шариком «Су – Джок».
Мы лепили пирожки,
Тесто мяли мы слегка,
А потом его катали,
Ягоду в начинку клали, в печку
жаркую сажали,

(сжимаем и разжимаем шарик в правой
ладони),

Зарумянился бочок, мы достали
пирожок.

(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони),
(круговыми движениями катаем шарик в
ладонях)

Напекла Машенька пирожков,
(положить мячик на ладонь и прикрыть
достала большой-пребольшой
другой ладонью),
короб и говорит медведю: - Вот
смотри: я в короб положу
пирожки, а ты отнеси дедушке и (раскрывают ладони, показывают мячик).
бабушке. Да помни: короб по
Су-Джок положили .
дороге не открывай, пирожки не
вынимай. Я на дубок влезу, за
тобой следить буду! Машенька
залезла в короб. Медведь видит
короб стоит, взвалил его на спину
и пошёл в деревню. Пришёл в
деревню, а там собаки. Короб
оставил, а сам убежал. Наша
сказка закончилась хорошо, и все
в ней остались довольны.

44

Приложение 6.7
Перспективный план работы с родителями
месяц
Сентябрь
Декабрь
Март
Май

Мероприятие
Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к использованию шариков и колец СуДжок в педагогическом процессе»
Памятка для родителей «Использование мячика Су – Джок в домашних условиях».
Индивидуальные консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях
Мастер – класс для родителей: «Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного
возраста»
Консультация «Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у
детей»
Анкетирование родителей

«Выявление отношения родителей к использованию шариков и колец Су-Джок в педагогическом процессе»
Уважаемые родители, просим Вас анонимно ответить на вопросы анкеты.
1. Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:
Положительно
отрицательно
затрудняюсь ответить
2. Как вы относитесь к использованию массажных шариков и колец, применяемых в работе с Вашими детьми:
Положительно
отрицательно
затрудняюсь ответить
3. Вы хотели бы приобрести шарики и кольца для домашнего использования?
Да, Нет
4. Играете ли Вы с детьми в шарики и кольца в дома?
Да, Нет
5. Повлияло ли использование шариков и колец на состояние речи Вашего ребенка?
Да, Нет, Затрудняюсь ответить.

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».